СюжетыОбщество

СКАЖИ: ИЗЮМ!

Этот материал вышел в номере № 70 от 23 Сентября 2002 г.
Читать
О политике партий и правительства в сахарной сфере На днях премьер Касьянов сообщил, что все, ситуация в сельском хозяйстве, в общем-то, устаканилась и страна теперь сама может себя прокормить. Услышав это заявление, труженики сахарной...

О политике партий и правительства в сахарной сфере

Н

а днях премьер Касьянов сообщил, что все, ситуация в сельском хозяйстве, в общем-то, устаканилась и страна теперь сама может себя прокормить. Услышав это заявление, труженики сахарной отрасли Центрального Черноземья забеспокоились и обнародовали цифры и факты, которые прямо противоречат информации из Кремля.

Центральное Черноземье – сахарная житница России. Примерно, как Кубань – житница зерновая. Свеклу здесь выращивали еще со времен царя Павла. Когда этому Павлу продемонстрировали российский сахар и объяснили возможности его массового производства, он был просто счастлив и немедленно издал указ о прекращении импорта сырья со следующей мотивировкой: «…дабы избавить себя от корыстолюбия иностранных народов».

Из 45 сахарных заводов в ЦЧР 23 построены еще при царском режиме. Косметически подремонтированные, они работают до сих пор. Со скрипом, конечно. Причем работают именно на корыстолюбии иностранных народов. В первую очередь народов Бразилии и Кубы (об Украине — разговор особый). За последние годы Россия стала главным импортером сахарного тростника: около 40 миллионов тонн в год, большая часть которых – из Бразилии. В среднем на закупку сырья ежегодно тратится больше миллиарда долларов. А для переоснащения всех сахзаводов Черноземья требуются, по мнению экспертов, три четверти миллиарда. Однако переоснащение никому не нужно, сахзаводы давно приватизированы, и хозяева их поставлены в такие условия, в которых им выгоднее всего вести себя по-сутенерски: попользовался заводом, сорвал куш – и бросил. Например, Рамонский сахарный завод, который расположен под боком мозгового центра отрасли, НИИ сахарной свеклы, шесть раз переходил из рук в руки. Возможно, для Книги Гиннесса этот факт и представляет познавательный интерес, но для самого завода и его собратьев-долгожителей ничего веселого в этом нет.

В Центральном федеральном округе числятся убыточными 53,2% сахарных заводов. В правительстве, между прочим, об этом знают. Больше того, сам Минсельхоз подготовил Аналитическую записку про сахарные дела, и сказано там, в частности: «Причина дестабилизации рынка – массовые поступления импортного сырца вне квоты, то есть через лазейки в таможне».

Иначе говоря, главную прибыль от дестабилизации рынка получили не сахарозаводчики или бюджеты (не говоря уж о крестьянах), а работники таможенной отрасли.

На 2002 год правительство установило новые таможенные квоты: положенное – 15 евро за тонну, сверх положенного – 120 евро. Академики и доктора наук из НИИ сахарной свеклы сразу предупреждали: квотами горю не поможешь, поправить дело можно только царскими методами. То есть укреплением властями российской сахарной отрасли. А квоты – от лукавого, как детский крем гангрене; вы хоть утройте эти квоты, толку не будет.

Квоты, однако, ввели, и толку от них, как и предупреждали ученые, — чуть. Сырца в 2002 году завезли почти столько же, сколько и в прошлом, – без малого 4 миллиона тонн. И теперь вместо государственной программы укрепления и развития издревле сахарного региона правительство разработало схему новых квот – именно в три раза. Видимо, оно не поняло академического юмора и восприняло цифру 3 на полном серьезе.

Мозговой центр отрасли, НИИ сахарной свеклы, которому перекрыли доступ финансового кислорода, не очень дееспособен — вместе со своим селекционным центром. Хотя в прежние, застойные времена считался одним из мировых эпицентров творческой сахарной мысли. Поэтому ситуация, например, с семенами в столице Черноземья выглядит так: Воронежская губерния закупала семена по всему миру. Даже в несахарной Бельгии приобрела около 50 тонн за миллион с лишним долларов.

Сейчас можно оценить практический результат инвестиционной политики правительства. Импортные семена оказались почему-то не очень пригодными к российским черноземам и урожай в целом дают такой, который при советской власти требовал оргвыводов, а уж при царском режиме мог привести на каторгу. 210—220 центнеров с гектара – уровень рентабельности сахарной свеклы. На сегодня средняя урожайность свеклы по Воронежской области ниже всяких оргвыводов: 173,1 центнера с гектара. Импортные семена дают в среднем 250—300. При социализме урожайность достигала 500 центнеров. И теперь Минсельхоз разработал долгосрочную программу выхода России на уровень урожайности 1991 года. Для каждой области ЦЧР отдельно. Кому планируют три года на возвращение в прошлое, а кому и тридцать.

…В этом самом светлом прошлом свекла для воронежских доцентов с кандидатами, студентов и прочих ИТР была по осени тем, что называли «на картошку». В предпоследние годы, во времена так называемой гласности, закапывание свекольных полей бульдозерами регулярно приводило к скандальным публикациям в воронежской прессе. А в прошлом году, я знаю, в деревне моего детства многие селяне, не дожидаясь первого снега, накапывали себе свеклу – не для производства сахара, а на самогонку или просто для пропитания.

В Бразилии к тому времени миллионы долларов за доставленный через океаны и моря сахарный тростник уже получены, и там загодя начинают готовиться к знаменитому карнавалу.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow