Сюжеты

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СТАЛ ВЫГЛЯДЕТЬ КАК ОБЫЧНЫИ РАНТЬЕ

Этот материал вышел в № 70 от 23 Сентября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Милитарные акционеры: бюджет будет служить родине генералов Нужно отдать правительству должное – оно научилось делать вполне благопристойные бюджеты. Цифры выглядят солидно – профицит, рост расходов на важные для общества сферы...


Милитарные акционеры: бюджет будет служить родине генералов
       
       Нужно отдать правительству должное – оно научилось делать вполне благопристойные бюджеты. Цифры выглядят солидно – профицит, рост расходов на важные для общества сферы деятельности, постоянное внимание к социальным вопросам. Но статистическое ведомство входит в состав правительства, и это тот случай, когда бухгалтер сам составляет баланс и сам проводит его аудиторскую проверку. Поэтому на цифрах правительство больше не ловится.
       В сленге специалистов по дознанию есть выражение «прокачать на косвенных». То есть при отсутствии прямых улик попробовать воссоздать картину происшедшего на основании косвенных. В случае с бюджетом сегодня нужно действовать аналогичным образом – не столько смотреть на заложенные цифры, сколько анализировать имеющуюся по ним косвенную информацию.
       
       Первое, что, глядя на этот благообразный бюджет, приходит в голову, – это типичный бюджет рантье. В самом деле, подавляющая часть доходов бюджета образуется от сырьевой промышленности – нефтяной, газовой, металлургической, химической и т.п. Одновременно в бюджете полностью отсутствуют доходы, получение которых можно было бы поставить в заслугу действующему кабинету. Если какая новая промышленность и развивается, та же пищевая или мебельная, то правительство имеет к этому такое же отношение, как синоптики к погоде.
       Никто, разумеется, не требует, чтобы правительство организовывало новые предприятия или разворачивало в нужную сторону какие-нибудь отрасли. Достаточно, если бы оно создавало благоприятные условия для бизнеса. Однако никаких реальных шагов в этом направлении в бюджете не просматривается. Словно не требуется сокращать бесчисленное поголовье чиновничества. Потому что проблема бюрократического геноцида экономики не столько в качестве законов, сколько в численности бюрократов.
       В бюджете присутствуют разнообразные «целевые программы развития». Вот только за все годы их существования не было ни одного случая, чтобы какая-нибудь из программ была успешно выполнена. Это значит, что мы имеем дело с чисто антуражным явлением – всего лишь демонстрацией желания управлять экономическим развитием общества. Впрочем, для рантье это естественно – он же не управляет деятельностью, на доходы от которой существует.
       
       Следующая особенность бюджета – сохранение его декларативности. Помнится, в нынешнем бюджете предусматривалось чуть ли не вдвое увеличить денежное содержание военнослужащих. Однако в реальности увеличение составило едва ли четверть. При этом, что странно, никаких заявлений генералов о том, что армия недополучила предусмотренные бюджетом средства, совсем не было слышно. Сие означает, что средства получены сполна. Отсюда классический вопрос: «где деньги, Зин?»
       Для объяснения этого феномена можно использовать свежую историю из другой бюджетной сферы. 10 сентября состоялось заседание президиума Академии наук, на котором делилась заложенная в проекте бюджета прибавка средств на развитие академической науки. Что выглядело, по меньшей мере, странно. Дело в том, что в проект бюджета должны закладываться расходы на конкретные программы. То есть если в проект вписана строчка о финансировании исследований, то выделенные средства должны именно на эту цель и использоваться. Поэтому никакого предмета дележа не должно существовать в принципе. Иначе что это за Закон о бюджете?
       Академики — народ непосредственный. И если они считают возможным делить бюджетные деньги, значит, их действительно можно делить. Таким образом, бюджет если и является законом, то только в части распределения средств между сферами. Но не является таковым в части использования их по назначению. Соответственно правительство управляет бюджетными отношениями только на первом уровне, тогда как на всех остальных уровнях расходование бюджетных средств осуществляется бесконтрольно.
       Что и объясняет феномен с куцым увеличением денежного содержания военных. Генералы получили деньги на одни цели, а использовали средства так, как посчитали нужным. Точнее, решили, что офицерам за глаза хватит и четвертушки от заложенных в бюджете цифр. Это значит, что в финансовых вопросах пресловутая «вертикаль власти», выходя из Кремля, заканчивается в Белом доме. А дальше начинается ничем не ограниченная вольница местных властей и чиновников.
       Как это выглядит на практике, можно продемонстрировать на примере финансирования той же науки, расходы на которую в проекте бюджета увеличены на 30%. Из выделяемых на эти цели 40 млрд рублей 13 предназначено академической науке, а 27 – «научно-технической сфере». То есть прикладной науке. При этом если можно предполагать, что Академия наук свои деньги использует в рамках приличия, то от прикладной науки этого ожидать не приходится. По той простой причине, что у нас ее уже давно нет. Есть только вывески сотен НИИ, за которыми остались лишь бюрократы от науки, живущие за счет сдачи в аренду коммерсантам институтских площадей. Не зря же последние упоминания в СМИ о полезной деятельности наших НИИ имеют десятилетнюю давность. И вот на нужды этих научных привидений выделяется 27 млрд рублей.
       Как представляется, в этом примере мы имеем дело с чисто пиаровской кампанией, призванной продемонстрировать заботу правительства о развитии науки, которая и стоит
       27 млрд рублей. Понятно, что эффект от такого финансирования «научно-технического прогресса» будет для общества нулевым. В отличие от эффекта для правительства и научной бюрократии.
       
       Кузнечики являются вполне полезными насекомыми, пока их количество не возрастает настолько, что они превращаются в тучу саранчи. Так же обстоит дело и с чиновничеством. В той же армии генералов имеется в десять раз больше необходимого – больше полутора тысяч. Такое количество лампасов требуется десятимиллионной армии, а не реально имеющейся миллионной. Аналогично дело обстоит с чиновничеством, которого расплодилось тоже в десять раз больше реально потребного. Поэтому в реальном бюджетном процессе бал правит эта саранча, а отнюдь не правительство.
       Тем более что правительство даже на уровне деклараций не ставит задачу сокращения поголовья общественных вредителей, съедающих большую часть бюджета. Мало того, власть даже не планирует хоть как-то ограничивать процесс размножения бюрократов. В подтверждение можно привести два свежих примера на эту тему из деятельности Министерства обороны. В начале сентября начальник Генштаба подписал приказ о введении должностей заместителей по воспитательной работе в корпусах, армиях, флотах, округах, главкоматах. Что означает появление полсотни дополнительных генеральских должностей. Не отстал от него и министр обороны: по его распоряжению с 15 сентября восстанавливается ликвидированная в 1997 году Главная военная инспекция, которую в армии прозвали «генеральским санаторием». При том что военная инспекция имеется и при Совете безопасности. Это значит, что в армии появится еще минимум полсотни генеральских кресел. Так что не одни академики заранее начали делить прибавку в бюджете на свое содержание – генералы тоже загодя начали увеличивать свое поголовье, которое съест запланированные в проекте бюджета дополнительные расходы на оборону.
       Получая смешные зарплаты, наши чиновники живут богаче своих западных коллег, которые получают в десять раз большие оклады. Чудес не бывает – эта разница между зарплатой по ведомости и реальными доходами откуда-то должна браться. Поэтому растаскивание бюджетных средств является вторым после взяток источником процветания российской бюрократии.
       
       Эти примеры с бюджетным финансированием науки и обороны демонстрируют реальное качество нынешней власти – она только внешне стала походить на европейского рантье средней руки. Тогда как на самом деле является типичным русским барином образца середины ХIХ века, хорошо описанным Гоголем и Щедриным. Который вместе с прислуживающими ему вороватыми управляющими и туповатой дворней проживает в городе доходы от своих наследных имений.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera