СюжетыОбщество

КТО УКРАЛ КОРАЛЛЫ У КЛАРЫ ЦЕТКИН

Этот материал вышел в номере № 70 от 23 Сентября 2002 г.
Читать
Пьесу нобелевского лауреата швейцарского писателя и драматурга Фридриха Дюренматта знают у нас во многом по фильму Михаила Козакова «Визит дамы» с Екатериной Васильевой и Валентином Гафтом в главных ролях. Ученик Марка Захарова, режиссер...

П

ьесу нобелевского лауреата швейцарского писателя и драматурга Фридриха Дюренматта знают у нас во многом по фильму Михаила Козакова «Визит дамы» с Екатериной Васильевой и Валентином Гафтом в главных ролях. Ученик Марка Захарова, режиссер Сергей Алдонин не стал мудрствовать и поставил Дюренматта вслед за Козаковым как трагифарс, где высокая трагедия то и дело перебивается низкими буффонными шутками и гэгами.

Сюжет довольно известный: мультимиллионерша неожиданно посещает пришедший в полный упадок провинциальный городок, где прошла ее юность. Обнищавший город готов на все, лишь бы заезжая знаменитость вложила в него свои деньги. Но богачка не так проста: в обличье изуродованной жизненными передрягами женщины (нога — отличный протез, рука — из слоновой кости) она, прищурившись, но не моргнув, предлагает бывшим землякам пойти на сделку со своей совестью довольно изощренным способом: она готова дать миллиард, если те уничтожат ее бывшего жениха. Все очень просто. Миллиардершу зовут Клара. Сорок пять лет назад у нее были украдены самые ценные кораллы: молодость, вера в людей и счастливая судьба.

Миллиардершу Клару Цаханассьян, злопамятную старушку-эринию и моложавую этуаль одновременно, в юном возрасте жестоко брошенную с ребенком на руках, играет Антонина Кузнецова. Кузнецовой, актрисе жесткой и интеллигентной, на пике своей игры сравнимой с Аллой Демидовой в лучших ролях, – наши аплодисменты и зрительское сочувствие ее героине. Старого грешника Ила, разорившегося лавочника, сорок пять лет назад отказавшегося в суде от своего отцовства и обрекшего свою возлюбленную на проституцию, играет Владимир Коренев, для многих так и оставшийся актером одной роли — в фильме «Человек-амфибия». Когда он пьяно восклицает по ходу спектакля, обхватив голову руками: «Я был таким красивым сорок пять лет назад!», по телу бегут мурашки, вызывая нелицеприятное отождествление персонажа и человека.

«Только не скажите: Клара Цеткин», — умоляюще шутил Коренев на генеральном прогоне, обращаясь к своим коллегам. «У кастратов нет костюмов», — раскричалась на весь зал заведующая реквизитом. Дуэт ослепленных кастратов, кстати сказать, одна из находок алдонинского спектакля: традиционные для мировой литературы мотивы двойника и тени отыграны этими размалеванными под юродивых клоунами совершенно блестяще. Какая-то взрослая тетенька привязала к голове две косички-блондинки и мотает головой. Косички разлетаются по залу. «Финальный «Мулен Руж» — дайте настроение!» — кричит режиссер Алдонин. И они дают.

Для Алдонина это уже третий его спектакль в Москве после «Севильского цирюльника» в Молодежном и «Мастера и Маргариты» в Станиславского. Возможно, даже самый лучший.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow