Сюжеты

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ – НЕ РЯДОМ, А ВМЕСТЕ

Этот материал вышел в № 71 от 26 Сентября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Многие исследователи до сих пор работают на уровне установок 70-х годов Вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, академик РАО Давид Иосифович Фельдштейн 18 лет проработал учителем, директором...


Многие исследователи до сих пор работают на уровне установок 70-х годов
       
       Вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, академик РАО Давид Иосифович Фельдштейн 18 лет проработал учителем, директором средней школы, комплексной школы-интерната, спецшколы для подростков-правонарушителей, заведовал кафедрой педагогики и психологии университета, был ректором Московского психолого-социального института, академиком-секретарем Отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Он автор свыше 250 научных работ, в том числе более 30 монографий, многие из которых переведены и изданы в США, Англии, Германии, Франции, Италии, Финляндии, Чехии, Венгрии, Югославии, Словении, Китае, Японии, Монголии и других странах. За создание теории социального развития в пространстве — времени детства — Д.И.Фельдштейн удостоен Премии президента РФ в области образования. Он заслуженный деятель науки РФ, почетный доктор ряда ведущих университетов мира, почетный член Американской психологической ассоциации.
       — Уважаемый Давид Иосифович! В последние годы наше образование постоянно модернизируется. Целесообразно ли это?
       — Мы живем в развивающемся мире, который характеризуется глобальными изменениями. В последние годы качественно изменилось общество, качественно изменилось и детство. Ребенок стал иным, чем его сверстник не только столетней, но даже и двадцатилетней давности. Это не значит, что он стал хуже или лучше, — он просто стал другим. Изменились его социальная позиция, его взаимоотношения со взрослыми и пр. Поэтому образование должно, не может не модернизироваться.
       — В какой мере психолого-педагогическая наука обеспечивает научные основания для успешной модернизации образования?
       — Если я скажу, что в полной мере, это будет неправда, ибо переход общества в исторически новое состояние требует серьезного переструктурирования науки, в том числе и психолого-педагогической. Но в то же время в педагогике-дидактике, теории воспитания, частных методиках, педагогической психологии, психологии развития, общей психологии идет сейчас разработка принципиально новых концепций, ставится много серьезных проблем, без решения которых невозможен прогресс образования.
       — Вы имеете в виду исследования, проводимые в научных учреждениях Российской академии образования?
       — В институтах и научных центрах академии целенаправленно работают квалифицированные сотрудники. В то же время сотни педагогов и психологов-исследователей трудятся в других НИИ и вузах страны. И когда я говорю о научном обеспечении системы образования, то имею в виду все психолого-педагогическое сообщество, объединенные усилия которого и создают необходимый междисциплинарный синтез. Неслучайно РАО совместно с Минобразования РФ организовал сейчас Координационный совет по психолого-педагогическим исследованиям.
       — Одни авторы утверждают, что педагогика — это наука, а другие уверяют, что это искусство. Хочется знать ваше мнение.
       — Педагогика — это, безусловно, отрасль научного знания, имеющая свой предмет, объект, цели, задачи, методы исследования, свой понятийный аппарат. Важнейшими ее составляющими являются дидактика, теория воспитания, методики преподавания. А термин «искусство» относится к педагогам-практикам — «детоводителям», виртуозно владеющим своим предметом и способным увлечь им учеников, войти с ними в контакт. То есть педагогика — наука, но ее применение действительно сродни искусству, так как, оставаясь один на один с учебным классом, группой, учеником, учитель, воспитатель всегда в лучшем смысле этого слова играет, играет определенную роль.
       — Каково, на ваш взгляд, во-первых, соотношение педагогики и психологии, во-вторых, что из них важнее в практике образования?
       — Начну с ответа на второй вопрос. Тем более что на подобный давно ответил Михаил Зощенко в рассказе о театре. Он описывал, как спорили актер и режиссер, доказывая, кто из них главнее в сложном театральном механизме. Их спор перебил театральный электрик, заявивший, что вот он выключит сейчас рубильник и тогда будет ясно, кто здесь главный. По сути, сама постановка вопроса — «Что важнее?» — некорректна. Практика образования опирается и на педагогику, и на психологию, и не только на них, но и на анатомию, физиологию, философию, антропологию, эргономику — на всю систему наук, составляющих «человекознание». Что касается соотношения педагогической и психологической областей научного знания, то они тесно взаимосвязаны и постоянно обогащают друг друга.
       Педагогика базируется на закономерностях психического развития, становления человека как личности, на механизмах мышления, восприятия, памяти, речи, сознания, самосознания, других психических процессов, состояний, раскрываемых психологией. А психология постоянно обращается к педагогике, рассматривающей человека в его связях, отношениях, к фактам, добываемым в дидактике, методиках обучения и воспитания.
       — Но ведь не секрет, что есть психологи, которые утверждают: психология — это наука, а педагогика далека от подлинной науки. Более того, мы знаем, что, например, на психологическом факультете МГУ им. Ломоносова скептически относятся к психологам, не имеющим базового образования.
       — Может быть, кто-то и пытается, тужится, представляя себя «голубой кровью», но вовсе не такие индивиды делают погоду в психологическом сообществе, у истоков которого стоял Л.С. Выготский, не имевший диплома о психологическом образовании. Тем более этим не болеет коллектив психфака МГУ им. Ломоносова. Я об этом заявляю уверенно, так как, говоря словами Р. Киплинга, «одной с ним крови», ибо еще в сентябре 1969 г. защитил докторскую диссертацию по психологии именно на психфаке МГУ, а затем преподавал педагогическую психологию на кафедре, руководимой Н.Ф. Талызиной. Но дело не во мне, а в том, что отцы - основатели психологического факультета МГУ А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник, А.В. Запорожец и другие целенаправленно и успешно работали над привлечением в психологию педагогов-практиков, врачей, юристов и других специалистов, имеющих опыт непосредственной работы с людьми.
       Разумеется, получение специального психологического образования — это норма для работающего с людьми человека, который должен иметь реальную подготовку, быть профессионально грамотным. Однако важно различать базовое образование и базу образования. Поэтому когда в психологию приходят специалисты из других сфер, овладевающие базой психологических знаний, то это обогащает и психологическую науку, и психологическую практику.
       — Не связана ли с противопоставлением психологии и педагогики попытка расчленить экспертный совет ВАК по педагогике и психологии, о чем писалось в одной из июльских газет? Этот вопрос я обращаю к вам как председателю данного совета.
       — Во-первых, никакого расчленения не произошло — просто в составе совета появилась секция по психологии. Во-вторых, .появление этой секции никак не связано с межнаучными или межличностными взаимоотношениями.
       — А как быть с мнением газеты, что состав психологической секции сформирован таким образом, что создает почву для возможных злоупотреблений?
       — Во-первых, я не располагаю какими-либо данными о злоупотреблениях. Во-вторых, глубоко уважаю и верю членам этой секции, представляющей часть экспертного совета. И наконец, в-третьих, я являюсь председателем совета по педагогике и психологии и несу полную ответственность за всю его деятельность, включая и работу секции по психологии.
       — А как вы оцениваете качество защищаемых ныне диссертационных работ по педагогике и психологии?
       — Я хотел бы дифференцировать свой ответ. Можно и нужно приветствовать стремление многих педагогов вузов, общеобразовательных школ, учреждений профессионального образования, сотрудников НИИ не только через аспирантуру, докторантуру, но и путем соискательства выполнять научную работу, добиваясь получения ученой степени.
       Но вместе с тем необходимо всемерно повышать требования к диссертационным исследованиям, не допуская профанации в науке. К сожалению, определенное число диссертаций, в том числе представляемых на соискание ученой степени доктора педагогических и психологических наук, не отвечает положениям ВАК. В них не решается крупная научная проблема, они не отличаются должной научной новизной, теоретической и практической значимостью, их выводы не находят отражения в достаточном числе печатных работ и пр. Понятно, что такие работы отклоняются.
       Причем здесь следует предъявить обоснованные претензии не только к самим соискателям ученой степени, но и к диссертационным советам, принимающим и одобряющим работы не соответствующего уровня.
       Именно об этом шла речь на нескольких зональных совещаниях руководителей диссертационных советов, проведенных ВАК Минобразования РФ в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске и других регионах, этому была посвящена и всероссийская встреча заведующих вузовскими кафедрами педагогики и психологии. На это нацелена научно-практическая конференция «Методология педагогического и психологического исследования», которая пройдет в начале октября.
       Повышению уровня диссертационных работ, безусловно, будет способствовать новое Положение о порядке присуждения ученых степеней, утвержденное постановлением правительства РФ от 30 января 2002 года, № 74.
       — Не могли бы вы обозначить хотя бы несколько наиболее важных проблем, которые ждут сейчас своего решения в педагогике и психологии?
       — Их множество. Это и проблема формирования у растущих людей психологической готовности к любой социально необходимой деятельности, и проблема преодоления этно- и ксенофобии, и проблема снятия напряженности, тревожности, и проблема преодоления химической зависимости, и проблема воспитания патриотизма, и проблема формирования толерантности. В ряду наиболее актуальных проблем — построение современной периодизации психического развития детей и определение соотношения онтогенеза и филогенеза.
       Требуют незамедлительного решения проблема построения современного процесса обучения в условиях мощного информационного прессинга и тесно связанные с ней проблемы качественно иной подготовки педагога и психолого-дидактических основ построения учебной книги нового поколения. Исключительно важно раскрыть закономерности, механизмы сочетания социализации и индивидуализации детей, подростков, юношества, выявив возможности развития их сознания, самосознания, стимулов к самосовершенствованию, условий усиления эмоционально-волевой стабильности.
       Необходимо раскрыть пути психолого-педагогической помощи семьям мигрантов, условия построения системы психологической реабилитации людей, переживающих разного рода стрессы, сочетая развитие фундаментального психологического и педагогического научного знания с совершенствованием психолого-терапевтической помощи людям — и растущим, и взрослым.
      — Что бы вы пожелали педагогам и психологам- исследователям?
       — Найти в себе силы выйти из наезженной колеи традиционных подходов, обратившись к решению актуальных проблем, связанных с качественным скачком, который произошел в развитии человеческого сообщества, где появились новые пространства взаимосвязей, изменились жизненные ритмы, отношения между людьми, между поколениями людей, идет перестройка ментальности, смена целей, ценностей, ориентации индивидов — у них развиваются новые потребности, глубокая рефлексия на мир и на себя. Мы просто не имеем права, закрыв на все это глаза, пролонгировать сегодня свои прежние исследования, проводя их на установках 70-х и даже 90-х годов.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera