Сюжеты

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ – НЕ РЯДОМ, А ВМЕСТЕ

Этот материал вышел в № 71 от 26 Сентября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Многие исследователи до сих пор работают на уровне установок 70-х годов Вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, академик РАО Давид Иосифович Фельдштейн 18 лет проработал учителем, директором...


Многие исследователи до сих пор работают на уровне установок 70-х годов
       
       Вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, академик РАО Давид Иосифович Фельдштейн 18 лет проработал учителем, директором средней школы, комплексной школы-интерната, спецшколы для подростков-правонарушителей, заведовал кафедрой педагогики и психологии университета, был ректором Московского психолого-социального института, академиком-секретарем Отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Он автор свыше 250 научных работ, в том числе более 30 монографий, многие из которых переведены и изданы в США, Англии, Германии, Франции, Италии, Финляндии, Чехии, Венгрии, Югославии, Словении, Китае, Японии, Монголии и других странах. За создание теории социального развития в пространстве — времени детства — Д.И.Фельдштейн удостоен Премии президента РФ в области образования. Он заслуженный деятель науки РФ, почетный доктор ряда ведущих университетов мира, почетный член Американской психологической ассоциации.
       — Уважаемый Давид Иосифович! В последние годы наше образование постоянно модернизируется. Целесообразно ли это?
       — Мы живем в развивающемся мире, который характеризуется глобальными изменениями. В последние годы качественно изменилось общество, качественно изменилось и детство. Ребенок стал иным, чем его сверстник не только столетней, но даже и двадцатилетней давности. Это не значит, что он стал хуже или лучше, — он просто стал другим. Изменились его социальная позиция, его взаимоотношения со взрослыми и пр. Поэтому образование должно, не может не модернизироваться.
       — В какой мере психолого-педагогическая наука обеспечивает научные основания для успешной модернизации образования?
       — Если я скажу, что в полной мере, это будет неправда, ибо переход общества в исторически новое состояние требует серьезного переструктурирования науки, в том числе и психолого-педагогической. Но в то же время в педагогике-дидактике, теории воспитания, частных методиках, педагогической психологии, психологии развития, общей психологии идет сейчас разработка принципиально новых концепций, ставится много серьезных проблем, без решения которых невозможен прогресс образования.
       — Вы имеете в виду исследования, проводимые в научных учреждениях Российской академии образования?
       — В институтах и научных центрах академии целенаправленно работают квалифицированные сотрудники. В то же время сотни педагогов и психологов-исследователей трудятся в других НИИ и вузах страны. И когда я говорю о научном обеспечении системы образования, то имею в виду все психолого-педагогическое сообщество, объединенные усилия которого и создают необходимый междисциплинарный синтез. Неслучайно РАО совместно с Минобразования РФ организовал сейчас Координационный совет по психолого-педагогическим исследованиям.
       — Одни авторы утверждают, что педагогика — это наука, а другие уверяют, что это искусство. Хочется знать ваше мнение.
       — Педагогика — это, безусловно, отрасль научного знания, имеющая свой предмет, объект, цели, задачи, методы исследования, свой понятийный аппарат. Важнейшими ее составляющими являются дидактика, теория воспитания, методики преподавания. А термин «искусство» относится к педагогам-практикам — «детоводителям», виртуозно владеющим своим предметом и способным увлечь им учеников, войти с ними в контакт. То есть педагогика — наука, но ее применение действительно сродни искусству, так как, оставаясь один на один с учебным классом, группой, учеником, учитель, воспитатель всегда в лучшем смысле этого слова играет, играет определенную роль.
       — Каково, на ваш взгляд, во-первых, соотношение педагогики и психологии, во-вторых, что из них важнее в практике образования?
       — Начну с ответа на второй вопрос. Тем более что на подобный давно ответил Михаил Зощенко в рассказе о театре. Он описывал, как спорили актер и режиссер, доказывая, кто из них главнее в сложном театральном механизме. Их спор перебил театральный электрик, заявивший, что вот он выключит сейчас рубильник и тогда будет ясно, кто здесь главный. По сути, сама постановка вопроса — «Что важнее?» — некорректна. Практика образования опирается и на педагогику, и на психологию, и не только на них, но и на анатомию, физиологию, философию, антропологию, эргономику — на всю систему наук, составляющих «человекознание». Что касается соотношения педагогической и психологической областей научного знания, то они тесно взаимосвязаны и постоянно обогащают друг друга.
       Педагогика базируется на закономерностях психического развития, становления человека как личности, на механизмах мышления, восприятия, памяти, речи, сознания, самосознания, других психических процессов, состояний, раскрываемых психологией. А психология постоянно обращается к педагогике, рассматривающей человека в его связях, отношениях, к фактам, добываемым в дидактике, методиках обучения и воспитания.
       — Но ведь не секрет, что есть психологи, которые утверждают: психология — это наука, а педагогика далека от подлинной науки. Более того, мы знаем, что, например, на психологическом факультете МГУ им. Ломоносова скептически относятся к психологам, не имеющим базового образования.
       — Может быть, кто-то и пытается, тужится, представляя себя «голубой кровью», но вовсе не такие индивиды делают погоду в психологическом сообществе, у истоков которого стоял Л.С. Выготский, не имевший диплома о психологическом образовании. Тем более этим не болеет коллектив психфака МГУ им. Ломоносова. Я об этом заявляю уверенно, так как, говоря словами Р. Киплинга, «одной с ним крови», ибо еще в сентябре 1969 г. защитил докторскую диссертацию по психологии именно на психфаке МГУ, а затем преподавал педагогическую психологию на кафедре, руководимой Н.Ф. Талызиной. Но дело не во мне, а в том, что отцы - основатели психологического факультета МГУ А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник, А.В. Запорожец и другие целенаправленно и успешно работали над привлечением в психологию педагогов-практиков, врачей, юристов и других специалистов, имеющих опыт непосредственной работы с людьми.
       Разумеется, получение специального психологического образования — это норма для работающего с людьми человека, который должен иметь реальную подготовку, быть профессионально грамотным. Однако важно различать базовое образование и базу образования. Поэтому когда в психологию приходят специалисты из других сфер, овладевающие базой психологических знаний, то это обогащает и психологическую науку, и психологическую практику.
       — Не связана ли с противопоставлением психологии и педагогики попытка расчленить экспертный совет ВАК по педагогике и психологии, о чем писалось в одной из июльских газет? Этот вопрос я обращаю к вам как председателю данного совета.
       — Во-первых, никакого расчленения не произошло — просто в составе совета появилась секция по психологии. Во-вторых, .появление этой секции никак не связано с межнаучными или межличностными взаимоотношениями.
       — А как быть с мнением газеты, что состав психологической секции сформирован таким образом, что создает почву для возможных злоупотреблений?
       — Во-первых, я не располагаю какими-либо данными о злоупотреблениях. Во-вторых, глубоко уважаю и верю членам этой секции, представляющей часть экспертного совета. И наконец, в-третьих, я являюсь председателем совета по педагогике и психологии и несу полную ответственность за всю его деятельность, включая и работу секции по психологии.
       — А как вы оцениваете качество защищаемых ныне диссертационных работ по педагогике и психологии?
       — Я хотел бы дифференцировать свой ответ. Можно и нужно приветствовать стремление многих педагогов вузов, общеобразовательных школ, учреждений профессионального образования, сотрудников НИИ не только через аспирантуру, докторантуру, но и путем соискательства выполнять научную работу, добиваясь получения ученой степени.
       Но вместе с тем необходимо всемерно повышать требования к диссертационным исследованиям, не допуская профанации в науке. К сожалению, определенное число диссертаций, в том числе представляемых на соискание ученой степени доктора педагогических и психологических наук, не отвечает положениям ВАК. В них не решается крупная научная проблема, они не отличаются должной научной новизной, теоретической и практической значимостью, их выводы не находят отражения в достаточном числе печатных работ и пр. Понятно, что такие работы отклоняются.
       Причем здесь следует предъявить обоснованные претензии не только к самим соискателям ученой степени, но и к диссертационным советам, принимающим и одобряющим работы не соответствующего уровня.
       Именно об этом шла речь на нескольких зональных совещаниях руководителей диссертационных советов, проведенных ВАК Минобразования РФ в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске и других регионах, этому была посвящена и всероссийская встреча заведующих вузовскими кафедрами педагогики и психологии. На это нацелена научно-практическая конференция «Методология педагогического и психологического исследования», которая пройдет в начале октября.
       Повышению уровня диссертационных работ, безусловно, будет способствовать новое Положение о порядке присуждения ученых степеней, утвержденное постановлением правительства РФ от 30 января 2002 года, № 74.
       — Не могли бы вы обозначить хотя бы несколько наиболее важных проблем, которые ждут сейчас своего решения в педагогике и психологии?
       — Их множество. Это и проблема формирования у растущих людей психологической готовности к любой социально необходимой деятельности, и проблема преодоления этно- и ксенофобии, и проблема снятия напряженности, тревожности, и проблема преодоления химической зависимости, и проблема воспитания патриотизма, и проблема формирования толерантности. В ряду наиболее актуальных проблем — построение современной периодизации психического развития детей и определение соотношения онтогенеза и филогенеза.
       Требуют незамедлительного решения проблема построения современного процесса обучения в условиях мощного информационного прессинга и тесно связанные с ней проблемы качественно иной подготовки педагога и психолого-дидактических основ построения учебной книги нового поколения. Исключительно важно раскрыть закономерности, механизмы сочетания социализации и индивидуализации детей, подростков, юношества, выявив возможности развития их сознания, самосознания, стимулов к самосовершенствованию, условий усиления эмоционально-волевой стабильности.
       Необходимо раскрыть пути психолого-педагогической помощи семьям мигрантов, условия построения системы психологической реабилитации людей, переживающих разного рода стрессы, сочетая развитие фундаментального психологического и педагогического научного знания с совершенствованием психолого-терапевтической помощи людям — и растущим, и взрослым.
      — Что бы вы пожелали педагогам и психологам- исследователям?
       — Найти в себе силы выйти из наезженной колеи традиционных подходов, обратившись к решению актуальных проблем, связанных с качественным скачком, который произошел в развитии человеческого сообщества, где появились новые пространства взаимосвязей, изменились жизненные ритмы, отношения между людьми, между поколениями людей, идет перестройка ментальности, смена целей, ценностей, ориентации индивидов — у них развиваются новые потребности, глубокая рефлексия на мир и на себя. Мы просто не имеем права, закрыв на все это глаза, пролонгировать сегодня свои прежние исследования, проводя их на установках 70-х и даже 90-х годов.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera