Сюжеты

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ

Этот материал вышел в № 71 от 26 Сентября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В Фотоцентре на Гоголевском открылась выставка Михаила Гутермана и Ирины Лавриной Смерть и насилие — самые расхожие темы современного искусства, и фотография этих тем, естественно, не может избежать. Современный человек приучен к насилию....


В Фотоцентре на Гоголевском открылась выставка Михаила Гутермана и Ирины Лавриной
       
       Смерть и насилие — самые расхожие темы современного искусства, и фотография этих тем, естественно, не может избежать. Современный человек приучен к насилию. Это отвратительно. Насилие театрализованное отвратительно вдвойне. Потому что не каждый режиссер или актер ставит перед собой задачу эстетического осмысления этих сложносочиненных категорий.
       Фотографы Михаил Гутерман и Ирина Лаврина размышляют о смерти и насилии на сцене в рамках двух персональных выставок — «Театр: от экспрессии к агрессии» и «Смерть на сцене». Профессиональные театральные фотографы, они исследуют влияние сценической агрессии на зрителя со всех возможных сторон.
       Получается, что в халтурных спектаклях экспрессия становится вульгарной, актеры не чувствуют тонкой грани и, переходя в немотивированную агрессию, заряжают человека отрицательной энергией. В спектаклях с достойной эстетической планкой происходит иначе — осмысленное моральное и физическое насилие может смирять в человеке жажду разрушения. А иногда фотография выявляет какой-то совершенно новый смысл спектакля, и тогда карточка живет по законам собственной логики, не подвластная никому.
       На Руси привыкли выражать свои чувства безудержно, часто на грани самоуничтожения. Иногда театральная экспрессия по-русски — достоевщина в ее крайней форме. «На миру и смерть красна». Понять, как сильно воздействует актерская энергия — пусть даже в остановленном мгновении — можно, взглянув на фотографии Сергея Маковецкого, Максима Суханова, Сергея Безрукова, Евгения Миронова, Константина Райкина, Николая Фоменко, Полины Агуреевой, Алены Яковлевой, сделанные Гутерманом и Лавриной в течение нескольких сезонов. Эти уважаемые и достойные люди скачут козлом, пялят рот, рыдают и рвут на себе одежды не только потому, что им самим это нравится. Еще и потому, что мы хотим на это смотреть. В том числе на фото.
       Театр бывает разный — живой и мертвый, бедный и пышно костюмный, энергетический и энтропийный, смешной и грустный. Но при выборе фотографии к газетному тексту бильд-редактор всегда просит: «Чтоб экспрессия была!». Большинство московских театральных журналистов находят нужную читателям экспрессию в знаменитом почтовом ящике Михаила Гутермана в редакции «Театральной жизни». В этом ящике, известном как «дупло», и живет наша театральная экспрессия, какой мы ее знаем. Тук-тук! Фото к «Египетским ночам» есть?
       
       Фотоцентр, Гоголевский бульвар, 12, до 13 октября
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera