Сюжеты

УХОДЯЩИЕ В НАТУРЕ

Этот материал вышел в № 72 от 02 Октября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Криминалу поставили барьер. Денежный Очень часто главное событие года остается в тени целого вороха менее значимых происшествий. Губернаторские выборы в Красноярском крае войдут в новейшую историю не благодаря именам победивших кандидатов,...


Криминалу поставили барьер. Денежный
       

   
       Очень часто главное событие года остается в тени целого вороха менее значимых происшествий. Губернаторские выборы в Красноярском крае войдут в новейшую историю не благодаря именам победивших кандидатов, пусть и достойных. Важнее то, чего на этих выборах не случилось. Играя в Красноярске против Александра Усса, на которого делал ставку судимый и авторитетный предприниматель Быков, российская финансово-промышленная элита пытается доказать федеральному Центру, что криминалу дорогу во власть закрыть можно.
       
       То, чего не смогла добиться центральная власть, делают «равноудаленные» от нее магнаты. Жаль только, что вызвано это полезное начинание сугубо прозаическими причинами. Скорее всего, те, кто совсем недавно делал бизнес в федеральном Центре, вовремя поняли, что настала пора делить регионы.
       Понятно, что начинать этот щепетильный процесс, имея в качестве представителей местной власти людей с уголовным прошлым и настоящим, крайне затруднительно. Договориться с ними о полюбовном разделе ее же охотничьих угодий до сих пор ни у кого не получалось. Взять, к примеру, затянувшуюся на несколько лет дорогостоящую эпопею «выдавливания» из Красноярского края авторитетного предпринимателя Быкова…
       Вот и вышло, к радости беспомощных правоохранительных органов, что барьером на пути кандидатов с сомнительной репутацией встали не уголовные дела и не судебные решения, а неограниченные финансовые возможности промышленных корпораций. Сочувствующая же им центральная власть помогла с «административным ресурсом».
       Интересы олигархического капитала и рядовых россиян совпадают крайне редко. Вмешательство финансово-промышленной элиты в наметившийся процесс ползучего захвата регионов выходцами из криминальной среды – приятное исключение. На самом деле отсечение криминалитета от легальной власти принесет только пользу как олигархам, так и обывателям.
       Первым вхождение во власть прибавит политического веса, упростит бизнес и поможет в борьбе с конкурентами. Для вторых избрание губернатора-миллионера станет лучшей гарантией его неподкупности. Трудно, к примеру, представить губернатора Чукотки Романа Абрамовича в роли взяточника. «Купить» кого-нибудь из пришедших к власти олигархов просто не хватит денег. Конечно, отечественным магнатам далеко до кристально честных западных бургомистров, но вытеснение представителей «черного рынка» капитанами рынка «серого» может стать первым шагом к «белой», цивилизованной региональной власти. А там, глядишь, недалеко и до «прозрачной» экономики.
       «Пролетевший» глава Законодательного собрания Красноярского края почти не пострадал. Так и не став красноярским губернатором, Александр Усс остался «при своих». Зато условно осужденному на шесть лет за подготовку убийства Анатолию Быкову теперь рассчитывать не на что. «Свой» губернатор наверняка смог бы вернуть вчерашнего сидельца лефортовской тюрьмы в большой бизнес и большую политику. Без поддержки исполнительной власти скромному депутату Законодательного собрания придется довольствоваться малым. Быков, к слову, это прекрасно понимает. Едва освоившись на воле, он пообещал заняться сельским хозяйством и производством водки. Что ж, тоже хороший бизнес. А главное — непрозрачный. В отличие от металлургии, которая в России все более и более приобретает цивилизованные черты.
       Есть, правда, одна загвоздка. За время его вынужденного отсутствия в крае наверняка появились свои водочные короли. А заниматься выращиванием картошки или разведением скота бывшему хозяину Красноярского алюминиевого завода явно не с руки. Несостоявшемуся краевому олигарху остается разве что традиционный промысел авторитетных предпринимателей: поиск тех наивных бизнесменов мелкого и среднего калибра, что еще не обзавелись своей «крышей». Да и здесь карьеры уже не сделать. Эта сфера криминальной экономики прочно занята людьми в погонах.
       Жизнь устойчивой бизнес-группировки можно просчитать заранее. Они, как и любые человеческие сообщества, рождаются, растут, стареют и умирают. Средний срок существования любой «бригады» известен: около десяти лет. Вначале, как это было у быковских «спортсменов», участники «концессии» занимают новые территории и ведут себя агрессивно. Потом, получив доступ к серьезным деньгам, вчерашние носители спортивных штанов и кожаных тужурок становятся солидными бизнесменами. А еще через некоторое время остепенившиеся представители организованной преступности либо окончательно уходят в легальный бизнес, либо оказываются неспособны противостоять напору молодых. Особенно если поиздержались на судах и выборах.
       Окончательно легализоваться Анатолий Быков так и не смог. Даже в «золотое» время владения КрАЗом заметная часть прибыли алюминиевого гиганта уходила на поддержание шаткой быковской «империи». А после проигранной битвы за «алюминиевые» акции и провалившимся покушением на Струганова (он же Паша Цветомузыка) Быков (он же Толя Бык) смог бы удержаться на былом уровне теневого хозяина края только в случае победы на губернаторских выборах. Понятно, что выдвинуть собственную кандидатуру Быкову помешал условный срок. А попытка поставить на главу Законодательного собрания края Александра Усса и призывы к народу поддержать «наших» окончились провалом. Пропала быковская популярность. Теперь, по самым осторожным прогнозам, влияние бывшего хозяина КрАЗа снизится до вполне предсказуемого уровня одного не самого важного депутата краевого парламента. Большим политиком ему уже не стать. Крупным бизнесменом – тоже.
       Выборы в Красноярске в любом случае — явление знаковое. Сражаться за голоса избирателей одновременно против центральной власти и промышленной элиты страны может только сумасшедший. Да и олигархи нынче вместо проталкивания «своих» кандидатов стали сами занимать вакантные должности губернаторов. Криминал же, пережив свой политический и финансовый взлет в безвременье девяностых, снова уходит в привычную для него тень.
       Только бы хватило сил и желания нашим правоохранительным органам осветить эти темные закоулки российской жизни при помощи подручных средств. Уголовного кодекса, например.
       
       Павел ВОЛОШИН
      
      
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
       
       Ситуацию комментирует депутат Госдумы РФ, член Комитета по безопасности генерал Аркадий БАСКАЕВ:
       — Слияние криминала и чиновничества в России, к сожалению, имеет место даже в низовых госструктурах, начиная с муниципальных образований. Мы сейчас пытаемся принять закон о противодействии коррупции и сталкиваемся с серьезными препятствиями и непонятным отторжением.
       Я являюсь одним из авторов этого закона, в нем мы определили субъекты коррупции, коррупционные проступки, попытались поставить преграду между госслужащими и криминалом. К примеру, предложили систему конкурсного отбора чиновников, их кандидатуры будет изучать специальная комиссия плюс к этому — заключение правоохранительных органов по каждому претенденту, чтобы хоть как-то ограничить приток во власть людей с криминальным прошлым и ставленников преступных авторитетов. Это, конечно, не спасет положение в целом, но определенные лазейки все же перекроет.
       Нашу инициативу восприняли очень агрессивно. Законопроект поступил на Совет Думы еще в мае, и с тех пор рассмотрение переносят. Правительство постоянно высказывает возражения, а многие его функционеры открыто говорят, что такой закон не нужен, невзирая даже на то, что нашу идею одобрили представители самых разных партий.
       
       Экономист Татьяна КАРЯГИНА:
       — Проблема проникновения криминальных элементов во властные структуры актуальна в высшей степени. Это явление не сегодняшнего дня, началось оно давно, как минимум десятилетие назад. Отсюда вытекают довольно ощутимые минусы. К примеру, сращивание капитала власти — самое страшное, что может быть в общественно-экономической жизни государства. При таких условиях власть перестает быть властью.
       Что касается борьбы с коррупцией и иными проявлениями криминальных структур, то дело здесь не только и не сколько в методах, а в первую очередь в тех людях, которые возьмутся за столь сложную задачу. Иными словами, первостепенен вопрос кадров, в том числе и кадров высшего эшелона. Однако, если во главе государства есть люди порядочные, то уже могут запускаться некие механизмы противодействия криминалу. И, конечно же, мораль, духовная, нравственная атмосфера в обществе. Все не сразу, постепенно, но проблема имеет шанс быть решенной. Я бы все-таки на первое место поставила именно порядочность верхов, ведь если верховная власть такая же, как и то, с чем приходится бороться, то и говорить тут не о чем...

       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera