Сюжеты

ЗАДАЕМ «ПЛАНКУ». НЕ СПОТКНИТЕСЬ

Этот материал вышел в № 73 от 03 Октября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

C 10 по 26 сентября в Новосибирске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде прошли финальные туры первого Всероссийского зонального телевизионного конкурса «ТЭФИ-регион» Региональное телевидение для столичных телемэтров — лишняя головная боль....


C 10 по 26 сентября в Новосибирске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде прошли финальные туры первого Всероссийского зонального телевизионного конкурса «ТЭФИ-регион»
       
       Региональное телевидение для столичных телемэтров — лишняя головная боль. Относиться чуть свысока, как это было еще лет пять-шесть назад, уже не получается. Прошедшие за эти годы конкурсы — «Новости — время местное» (признанный на «ТЭФИ-2001» «телевизионным событием года»), «Вся Россия», «Лазурная звезда» — доказали, что лучшие работы региональных телевизионщиков не только не уступают, а часто и превосходят работы столичных мастеров. А опуститься до отношения на равных не позволяет тщеславие.
       Это столичное тщеславие было сильно задето еще три года назад, когда на общенациональном конкурсе «ТЭФИ» ростовчанин Кирилл Серебренников впервые победил в такой серьезной номинации, как «Лучший режиссер», оставив позади создателей сериала «Улицы разбитых фонарей» и других признанных в останкинских стенах мастеров. До этого статуэтки бронзового Орфея работы Эрнста Неизвестного доставались региональщикам только в номинациях, считающихся в профессиональном сообществе менее серьезными. Но шлюз был открыт, и в следующие два года журналисты из Екатеринбурга, Красноярска, Ханты-Мансийска и снова Ростова — Анна Титова, Сергей Ким, Юлия Мучник, Александр Расторгуев и другие — побеждали в таких ключевых номинациях «ТЭФИ», как «Лучший ведущий информационных программ», «Лучший режиссер», «Лучший оператор».
       Что же случилось дальше?
       Столичные телеакадемики испугались экспансии регионалов? И, не дожидаясь прорыва собственной обороны, решили не противостоять, а в лучших традициях воспитавшего нас прошлого организовать стихийно складывающееся движение и стать во главе его? Или были другие, более альтруистические причины — забота о профессиональном совершенствовании региональных журналистов, структурирование местных телекомпаний в нужном для власти русле или селекционный отбор тех, кто способен в ближайшее время пополнить штат их собственных компаний?
       Так или иначе члены Академии Российского телевидения приняли решение о проведении конкурса «Тэфи - регион». Регионалам сократили количество номинаций с 28 на «большом» конкурсе до 10 на региональном, выделили для 30 победителей уменьшенные копии «Орфея» и, помимо конкурса и банкета, организовали обучение экстерном. Три дня каждого тура вместили в себя мастер-классы московских и питерских топ-менеджеров и звезд — Константина Эрнста, Владимира Познера, Светланы Сорокиной, Кирилла Набутова, Владимира Молчанова, Михаила Дегтяря и других.
       Организаторами «ТЭФИ-региона» стали фонд «Академия Российского телевидения», Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ), «Медиасоюз» и «Интерньюс». Финансирование взяли на себя фонд «Открытая Россия», выделивший на проведение конкурса грант в 400 тысяч долларов, «Аэрофлот» и местные спонсоры. А дабы новорожденный конкурс не стал тем дитятей без глаза при семи няньках, обязанности поделили: фонд «Академия Российского телевидения» и «Медиасоюз» готовили церемонии закрытия и формировали состав жюри, НАТ взяла на себя организационную работу по размещению и приему участников, покупку билетов, «Интерньюс» готовил учебную часть конкурса.
       «Мы взяли на себя именно организацию учебного процесса потому, что любим региональное телевидение, и телевизионщики из разных городов страны привыкли нам доверять», — прокомментировала такое разделение генеральный директор АНО «Интерньюс» Манана Асламазян. И насчет доверия ничуть не преувеличила. Ее, Анну Качкаеву и других сотрудниц этой организации, знакомых большинству участников «ТЭФИ» по трем годам конкурса «Новости — время местное» и огромному количеству учебных программ, конкурсанты и их педагоги называли не иначе, как «феи из «Интерньюса».
       Исполнительным директором «ТЭФИ-региона» стал генеральный директор телекомпании «Афонтово» (Красноярск) Александр Карпов, которого все четыре организации-организаторы наняли на эту временную, не слишком почетную, но слишком хлопотную работу и ни разу об этом не пожалели.
       Всего на конкурс поступило 668 заявок (наиболее активным оказался Западный регион — 297 заявок, в «Востоке» и «Центре» — 188 и 183 заявки соответственно) от жаждавших принять в свои руки чуть помельчавшего «Орфея».
       С маленькими «тэфиками» вопросов не возникло — сам Эрнст Неизвестный изготовил специальную форму уменьшенной копии своего творения. Генеральный директор фонда «Академия Российского телевидения» Раиса Беспечная даже призналась, что региональный «Орфей» кажется ей более красивым, чем национальный: «Он более гармоничный».
       Вопросы, скорее, возникли на стыке двух мнений — конкурсантов, вместе с модераторами проанализировавших работы коллег, и «большого» жюри. Так, на екатеринбургском туре зал проголосовал за то, что среди информационных программ лучшими были новости местного «4-го канала». А «большое жюри» отдало предпочтение их конкурентам с «41-го канала», одарив «четверку» тремя личными «тэфиками», в том числе и призом «За стремление к лидерству и профессионализм» президенту телекомпании Игорю Мишину.
       Сокращение количества номинаций по сравнению с «большим» «ТЭФИ» вполне объяснимо — далеко не все жанры процветают на местных телестанциях. И если информация за последние годы действительно стала королевой жанра на нестоличном телевидении, то в номинациях «Лучший телевизионный документальный фильм» или «Лучший телесериал» вряд ли удалось бы набрать достаточное количество заявок. В номинации «Интервьюер» в Новосибирске Юлии Мучник из телекомпании «Томск-2» пришлось конкурировать самой с собой — других реальных претендентов не нашлось, а в Нижнем Новгороде жюри пришлось даже отложить статуэтку в сторону — нет интервьюеров достойного уровня, и все тут!
       Накануне зональных конкурсов организаторы заявили еще об одной особенности «ТЭФИ-региона». На «большом» «ТЭФИ» голосуют все члены Академии телевидения, а на региональном создано три отдельных жюри, в каждое из которых вошли по восемь-девять академиков. Главная интрига, случившаяся еще до начала зональных туров, выглядела так: станут ли «академические» жюри действительно рабочими органами телесмотров, или же мэтры передадут присланные на конкурс кассеты своим помощникам, которые и определят мнение «шефа», а сами прибудут лишь на церемонию награждения.
       В итоге некоторые академики лично смотрели конкурсные работы, до глубокой ночи спорили, выбирая лучших. И все это не только из чувства снисходительной гуманности к провинциалам. Топ-менеджеры и звезды столичных каналов не упустили уникальной возможности посмотреть на то, что представляет собой региональное телевидение России-2002, и опытным глазом отобрать тех, кто вскоре может пополнить звездные ряды их телекомпаний.
       Так, генеральный директор «Первого» канала Константин Эрнст в Екатеринбурге растревожил десятки умов заявлением, что уже присмотрел несколько человек, способных, по его мнению, в скором будущем выйти в эфир на первой кнопке, но называть конкретные имена не стал. «Предложение должно быть неожиданным и стремительным», — сказал затаившему дыхание залу Эрнст. Боюсь, неожиданности не получится: две сотни конкурсантов с замиранием сердца будут ждать, не о них ли говорил Константин Львович.
       Председатели жюри всех трех туров — Эдуард Сагалаев, Константин Эрнст и Олег Добродеев — высоко оценили сам конкурс и уровень регионального ТВ в целом. Председатель жюри конкурсной зоны «Восток» президент НАТ Эдуард Сагалаев в Новосибирске отметил, что, посмотрев работы, присланные на конкурс, он лишний раз убедился, что региональное телевидение остается terra incognita для столичных телеакадемиков и широкой зрительской аудитории. «Думаю, президенту Путину тоже было бы интересно посмотреть конкурсные работы «ТЭФИ-региона» — узнать из первых уст, о чем думает, чем дышит страна!» — подытожил Сагалаев.
       Возглавлявший жюри в Екатеринбурге Константин Эрнст отметил, что с каждым годом разница между качеством продукции федеральных и региональных каналов будет нивелироваться. «Результаты регионального «ТЭФИ» гораздо ближе собственно к ТВ. В «большом» «ТЭФИ» в большей степени все зависит от субъективных пристрастий и канальных группировок», заметил Эрнст. И с ним солидарен председатель ВГТРК Олег Добродеев, руководившей работой жюри в Нижнем Новгороде: «Это куда более удачная история, чем Московский «ТЭФИ». В силу отдаленности от столичной жизни здесь и оценки более точные, и люди более искренние».
       Главные впечатления профессионалов от первого конкурса: при общем повышении профессионализма теряются тот драйв, то неравнодушие, которые всегда столь выгодно отличали живую провинцию от более пресыщенных столиц. Кирилл Набутов (ТВС) и Александр Герасимов (REN TV) обратили внимание на то, что общий уровень мастерства в телеинформации заметно вырос, но, если даже сами участники конкурса уставали от работ коллег уже к десятой минуте просмотра, что же говорить о зрителях.
       Среди общих добротных, технологичных, но средних работ в западной зоне заметно выделилась программа «Губерния» (ГТРК «Хабаровск»), представившая новый формат информационной программы. Хабаровчане на редкость удачно сочетают в студии сразу шесть ведущих, которые удивительно органично передают эстафету новостей друг другу.
       «Нас все хвалят, — смущенно сказали победители, — а у нас получилось не от хорошей жизни. Одна ведущая в декрет ушла, другого забрали на ОРТ, наш партнер REN TV перекроил сетку, и нам волей-неволей пришлось изобретать новый формат». Остается только сделать вывод, что столичным телевизионщикам, годами использующим наработанные шаблоны и форматы, явно не хватает трудностей, которые есть питательная среда для открытий.
       В центральной зоне лидеры прежние — богатый на телеканалы Екатеринбург и просто богатый Ханты-Мансийск. Ханты-мансийская программа «Соседи» удивила даже столь безупречного профессионала, как Андрей Разбаш, который проводил анализ развлекательных программ в этой зоне. А Екатеринбург, он и есть Екатеринбург — уже даже не третья, а вторая телевизионная столица России. Профессионалы признают, что такого телевидения, как в Екатеринбурге, нет даже в Питере (хотя ТРК «Петербург» доказала, что в номинациях «Журналистское расследование» и «Публицистическая программа» преимущество остается за ними). Рейтинг у «Новостей» и «Утреннего экспресса» екатеринбургского «4-го канала» в городе конкурирует только с рейтингами «Первого канала». «Правильно, — согласился Константин Эрнст, когда гендиректор «Четверки» Игорь Мишин сообщил ему об этом, — люди хотят смотреть про свое. Это нормально. Так и должно быть».
       В один из дней екатеринбургского тура в обычном, «неконкурсном» выпуске новостей «4-го канала» прошел дивный спецрепортаж об Иване Грозном и его свите — нескольких маленьких девочках, после уроков дожидающихся старшего Ваню с невесть откуда доставшейся царской фамилией. Вместе не так страшно идти из дальней школы в свою деревню, в которой осталось лишь несколько домов.
       «Когда смотришь репортажи региональных журналистов, хочется жить в России, в то время как после репортажей, которые идут по центральным каналам, из России хочется уехать», — развел руками дважды лауреат «большого» «ТЭФИ» Михаил Дегтярь.
       И в этом главная прелесть российского провинциализма, которую не должен съесть профессионализм. Регионалы свой экзамен искренности и профессионализма выдержали. И задали планку «старшему брату» — большому «ТЭФИ». Дотянется ли?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera