Сюжеты

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЖАНРА

Этот материал вышел в № 73 от 03 Октября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Премьеры октября. Голливуд демонстрирует разные ипостаси триллера: от мистики «Знаков» до шпионского боевика «Идентификация Борна» Фабрика грез нуждается все в новом и новом сырье для бесперебойной работы своего конвейера. В поисках...


Премьеры октября. Голливуд демонстрирует разные ипостаси триллера: от мистики «Знаков» до шпионского боевика «Идентификация Борна»
       


       Фабрика грез нуждается все в новом и новом сырье для бесперебойной работы своего конвейера. В поисках «сырья» внимательно отсматриваются новостные выпуски. Если под рукой у вас не оказывается необходимых свежих ингредиентов — клонов, андроидов, техногенных катастроф, — следует немедленно «разбудить» динозавров. В случае крайней скудости материала прочесываются все более или менее популярные романы за последние сто лет. В отдельной камере хранения – основная закваска триллеров – аномальные явления. Две главные октябрьские кинопремьеры доказывают: голливудская фабрика грез способна работать бесперебойно. Всегда. Настоящие мастера умело слепят фильм «из того, что было», главное, чтобы публика потом все это «полюбила».
       
       «Ведьмины плевки»
       Так встарь в России называли ровно выстриженные пространства, огромные круги, появлявшиеся ночью на злаковых полях. В других странах их именовали «знаками дьявола». Возникнув в конце прошлого века, эта загадка природы привлекала внимание не только уфологов или подсевших на тему НЛО, серьезные издания и научные конференции в разных концах планеты обсуждали проблему. Даже после признания неких смельчаков в авторстве гигантской мистификации мир продолжал верить в инопланетное происхождение «кругов».
       Триллер от доктора сверхъестественных чувств и нечеловеческих способностей режиссера М. Найта Шьямалана («Шестое чувство» и «Неуязвимый») априори обещал много мистики, замешенной на качественном саспенсе, а главное — завораживающую интригу. Ведь у Шьямалана не только действие всегда непредсказуемо, но и угадать, жив ли главный герой или его убили в самом начале фильма, непросто.
       Итак, загадочные круги на кукурузных полях взбудоражили земное сообщество. Предположения простираются от подозрения в хулиганстве хитроумных мальчишек до прихода Армагеддона в буквальном смысле слова. Оказывается, что круги – знаки для посадки инопланетных кораблей, зависших над нашей бренной планетой. В местах приземления «аборигены» уничтожаются, сжираются ненасытными космическими чудищами. Так что соседство с «ведьмиными знаками» отнюдь не сулит ничего доброго обитателям добротного дома вдовца священника Грэма Хесса (Мел Гибсон).
       Чужие — повсюду. Их присутствие висит в воздухе, непонятный страх испытывают собаки и дети священника. Не слышно птиц, недвижимы облака. Кажется, сама природа в ужасе замирает. Ощущение саспенса уже почти готово охватить и зрителя — непонятное туманит, захватывает. Но тут режиссер дает чудовищную осечку и мгновенно убивает им же замешенный саспенс. Опрометчиво и бестактно открывает он завесу таинственности. Когда на экране появляется сам источник зла — «чужой»: чуть выше человеческого роста, серый когтистый тип, — ужас рассеивается, как дождь на лобовом стекле. Слишком активно работают «дворники» очевидной фантастической клюквы, стирая остатки туманных предчувствий и страхов. Сразу видно: дать этому чужаку как следует бейсбольной битой по башке, а лучше покропить водичкой из стакана (нечистая сила, страх как боится воды) — и нет смертельной угрозы планете. «Война миров» в вариации Шьямалана завершается так же внезапно и столь же непонятно, как и началась. Зритель растерянно взирает на этого неказистого и, по сути, невезучего «чужого», забредшего в старый дом священника. Падший от бейсбольной биты в итоге и оказывается «Последним звездным беглецом». Режиссер, бесспорно, — мастер, только напрасно он сам взялся за сочинение сценария. Хорошая литературная основа никогда не портит борозды фильму.
       
       Кто же он, Джейсон Борн?
       Шпионскому триллеру платье литературного бестселлера особенно «к лицу». Да еще если бестселлер от самого Роберта Ладлэма, современного классика шпионского романа. Режиссер Даг Лайман решил приготовить фильм по проверенному рецепту и обратился к качественному для блок-бастера материалу.
       Но автор малобюджетных в прошлом проектов, независимый (тоже в прошлом) режиссер не мог идти по стандартному пути. Поэтому на роль супергероя, нелегала ЦРУ Джейсона Борна он пригласил невзрачного Мэтта Дэймона, его подружку предложил сыграть и вовсе неамериканке — европейской звезде немке Франке Потенте, а основные съемки развернул в знаменитых европейских городах.
       Очнувшись на итальянском рыболовецком судне, первое, что сделал Джейсон Борн, — избил спасшего его доктора. У выпавшего из небытия и впавшего в амнезию героя обнаруживаются пули в спине, зашитая в бедре капсула со счетом в швейцарском банке, умение драться, как Джеймс Бонд, прыгать, как Тарзан, водить машину, как Ронин, и быть неуязвимым, как второй терминатор. Вопрос о том, кто же он по профессии, остается, кажется, только у самого героя. Зритель готов ответить на него хором уже на пятой минуте фильма: спецагент ЦРУ. И потому совершенно свободный от мук неясностей и головоломных задач, зритель ныряет в стихию экшна. Даже насмотренного любителя острых ощущений здесь ждут несколько «специальных блюд» от Дага Лаймана, прозванного автором книги «мистер Голливуд». (Известно, что для знакомства с Ладлэмом режиссер летел к нему на личном самолете и сбился с пути. Его уже разыскивали, когда неожиданно он возник перед домом знаменитого автора шпионских романов.)
       Действие фильма развивается стремительно, короткими перебежками эпизодов, фиксирующих побег героев от фараонов и цэрэушников, да и эти «перебежки» покрошены сверхдинамичным монтажом в пестрый серпантин. Среди «специальных предложений» от Лаймана закуска: серия качественных погонь, лучшая из которых – по улицам и узким пассажам запруженного машинами Парижа. Основное блюдо: снятый долгим планом спуск героя по голой 25-метровой стене здания (известно, что Деймона тренировал сам Нил Бентли, чемпион мира по свободному скалолазанию). И наконец, десерт: сцена, которая войдет в хрестоматию по спецэффектам, — летящий в лестничный пролет Деймон верхом на трупе полицейского, отстреливающийся от тучи захватчиков.
       Огорчают неточности в фильме: шикарные офисные блоки на крыше парижского Дефанса или русский псевдоним героя, от которого обхохотались бы наши фээсбэшники, — Фома Киняев. Впрочем, в кино «для настоящих мужчин» нет времени для рефлексии и анализа. Так и слышится, будто за кадром режиссер подгоняет актеров, каскадеров, себя самого, монтирующего картину: темп! темп! Возможно, поэтому на главную женскую роль режиссер и выбрал самую быструю европейскую актрису, которая вместе с фильмом Тыквера «Беги, Лола, беги» уже промчалась по всем экранам мира.
       Впрочем, сам Дэймон, уже засветившийся в ролях «людей, которых не было», на блестящего суперагента Борна не очень-то тянет. Нет в актере обязательной для этого амплуа мужской привлекательности. В книге и телефильме, сделанном на ее основе, герой – аристократ разведки, голубая кость среди рядовых спецагентов. Таких, как он, – единицы. Каждый из «спецов» носит имя страны, в которой работает. Кодовое имя Борна – Франция. У Деймона, при всей его популярности, – внешность и манеры плебея. Оттого становится непонятным, зачем из-за какого-то свихнувшегося агента ломать копья, разрушать целый разведотдел, срочно прекращать засекреченную операцию «Трэдсоун»? И наконец, главный вопрос к фильму. Обаяние романа о Борне было не в сверхкачествах супермена, превращенного в машину для убийств и в итоге направившего свои немереные силы против штаба в Лэнгли. Необычность истории была в точно выписанной внутренней драме человека, мучительно ищущего дорогу к себе самому. Именно это роднит историю Борна со знаменитыми фильмами о героях, потерявших себя («Завороженный» Хичкока, «Человек без прошлого» Каурисмяке). Неслучайно первая реплика героя повторяется потом, как заевшая пластинка: «Кто я?». На вопрос «Кто же, по сути, он, Джейсон Борн?» зритель и в конце фильма не найдет точного ответа.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera