Сюжеты

СЕЗОН ФОТООХОТЫ

Этот материал вышел в № 75 от 10 Октября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Обзор осенних фото-выставок С распространением удобных в употреблении фотоаппаратов-мыльниц и мини-лабораторий «Кодак», появлением множества художественных и технических журналов по фотографии посещение фотовыставок для многих стало...


Обзор осенних фото-выставок
       
       С распространением удобных в употреблении фотоаппаратов-мыльниц и мини-лабораторий «Кодак», появлением множества художественных и технических журналов по фотографии посещение фотовыставок для многих стало потребностью. Причин тому несколько.
       Во-первых, фотография, перестав быть в глазах масс сакральным искусством (выпускать птичку теперь может каждый желающий), перешла в разряд массовой культуры. И сравнивать плоды своих трудов с работами мастеров стало интересно из побуждений обычной конкуренции: если я, зритель, снимаю лучше, завтра и мои работы могут висеть в выставочных залах.
       Такая ситуация — по крайней мере в Москве — стала возможна благодаря Дому фотографии, созданному Ольгой Свибловой и имеющему статус государственного музея. Премия «Серебряная камера» (5 тысяч долларов, первое место) — яркий тому пример. Лауреатом может стать действительно каждый. Это не может не подстегивать.
       Во-вторых, фотография тесно связана с непрерывно совершенствующимися цифровыми и компьютерными технологиями. Технологоемкая рекламная фотография способна приносить солидный доход.
       В-третьих, человеческий статус: согласно статистике (не ГЭЛЛАП, не КОМКОН), согласно субъективной, частной статистике, среди фотографов чрезвычайно высок процент хороших людей и долгожителей. Наверняка объяснимая вещь, но все равно удивительная.
       В начале октября в Москве открылось несколько фотовыставок, очень разных и интересных. Сходить на них стоит обязательно.
       В галерее братьев Люмьер, расположенной в Центральном доме художника на Крымском Валу, — «Светотени авангарда». Она об экспериментах в области фотографии Эль Лисицкого, Сергея Сенькина, Густава Клуциса в 20—30-х годах прошлого века. Именно тогда фотомонтаж и фотограмма (получение снимка путем наложения предметов на светочувствительный материал) во многом определили пути развития фотографии, графики, графического дизайна и полиграфии.
       Много фотомонтажей Эль Лисицкого. Например, в оформлявшемся под его руководством советском павильоне выставки «Пресса» в Кельне 1928 года Лисицкий смонтировал огромный фотофриз из нескольких десятков больших фотографий. Ритмически организованный поток сменяющихся образов советского строя был чрезвычайно близок по впечатлению к подвижным кадрам документального кино.
       Использование фотомонтажа в выставочном дизайне было принципиально новым ходом, и именно советские художники превратили фотомонтаж в искусство. «Америка и раньше употребляла фотомонтаж для рекламы, дадаисты в Европе раздражали им официальное искусство буржуазии, в Германии фотомонтаж был использован политически. Лишь у нас он отлился в четкую социальную и художественную форму» (вместившую в себя рекламную, политическую и пропагандистскую функции, добавим мы от себя), — писал Лисицкий в путеводителе к Всесоюзной политической выставке в 1927 году.
       Одним из ярких примеров гениального синтеза дизайна и политической пропаганды можно считать фотомонтаж Лисицкого, сделанный для выставки гигиены в Дрездене в 1930 году (аренами борьбы лучших художественных умов в те годы становились выставки гигиены или пушнины): плакат с изображением молодого рабочего, в грудную клетку которого вмонтирована фотография еще двух работяг, вращающих некий механизм (фото Аркадия Шайхета). Так возник мощный образ, родственный гиперболам Маяковского: «оздоровительный ремонт человека».
       Знакомство с фотоэкспериментами семидесятилетней давности выявляет их поразительную актуальность, а главное — дает возможность увидеть момент зарождения базовых принципов дизайна и рекламы, без которых уже невозможна современная жизнь.
       В Доме фотографии на Остоженке весь первый этаж отдан персональной выставке Екатерины Рождественской «Частная коллекция». Читателям журнала «Караван историй» наверняка знакомы многие из выставленных работ, на которых звезды политики, театра, кино и телевидения переодеваются в красивые исторические костюмы и порой меняются до полной неузнаваемости. Рядом с огромным фотопортретом переодетой звезды висит оригинал той картины, которая фотографом копируется. Екатерина, дочь поэта Роберта Рождественского, подбирала героя нашего времени к картине (или наоборот) по принципу физического и психологического сходства. Строго говоря, это китч, имитация, изображение, пусть и ювелирной выделки. Валентина Толкунова — «Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой» Маковского, Николай Цискаридзе — врубелевский «Демон», Елена Ханга — олицетворенная «Меланхолия» Альфонса Мухи, Иван Дыховичный вживается в сомовский портрет Рахманинова, Геннадий Хазанов в чаплинских усиках и котелке греется в огнях большого города…
       Иногда (надеюсь, я объективна) современная копия получается даже лучше оригинала хотя бы в силу неубывающего постмодернистского контекста цитирования и самодостаточности пародии на «настоящее искусство», но оригинал до того уменьшен, что закрадывается подозрение: может, боялись, что пародий никто не заметит? Сумели стать самостоятельными портреты Виктора Шендеровича («Гитарист-бобыль» Перова), Игоря Иртеньева («Мужичок из робких» Репина), Иосифа Кобзона («Испанцы» Головина) и, конечно, Людмилы Гурченко («Любительница абсента» Пикассо). О триумфе этих картин сообщили уже все радиостанции и газеты, и заслуженно. Великие полотна. Будут висеть в МДФ до 2 ноября.
       В подтверждение приведенного в начале заметки тезиса о том, что сегодня на поприще фотографии получить свои пятнадцать минут славы может каждый, в фотолаборатории Архитектурного института на Рождественке открылась выставка Московской академии фотографии, куда приходят учиться с нуля.
       При том, что большинство участников наверняка прилежно штудировали литературу типа рассылаемого по почте буклета «125 творческих и коммерческих фоторабот» толщиной в 32 страницы, нет ни одной стыдной фотографии. В портфолио начинающей модели, в домашний фотоальбом, в рамку на стол любимой девушке они могут встать совершенно заслуженно. Есть тут и фотографии к брачным объявлениям в стиле «обаятельный портрет», и натюрморты с участием плавно изогнутых бутылок, и художественные портреты в процессе бытовой или трудовой деятельности, немножко ню…
       Попадаются и такие, которые задним числом уже давно считали народным достоянием, как дворовые песни, так часто на них натыкаешься в журналах, но все, как водится, имеет своего автора. Выставка продлится до конца октября.
       Самое статусное фотособытие осени — международный фестиваль «Интерфото» — пройдет в Малом Манеже с 8 по 13 октября. В этом «Интерфото» сформулировало емкую тему «Война и мир: крайности журналистики» и в процессе семинаров собирается затронуть очень важные темы: создание фотожурналистом положительного или отрицательного образа человека, события, целого государства; понятие грани между фотожурналистикой и фотоискусством; обсудить компромисс между сильной фотографией и информативностью снимка и проанализировать новинки цифровых технологий. Звездой фестиваля станет иранский фотограф Аббас из парижского агентства «Магнум». В рамках «Интерфото» пройдет персональная выставка Юрия Козырева «Чечня 1999—2002», регулярно публикующего свои фоторепортажи на страницах «Новой газеты».
       Остановите любое из мгновений этой осени. Приходите на фотовыставки.
       
       АДРЕСА:
       «Светотени авангарда» — Крымский Вал, 10, ЦДХ, второй этаж.
       «Частная коллекция» — МДФ, Остоженка,18
       Выпускники фотоакадемии — МАРХИ, Рождественка,11.
       «Интерфото» — Малый Манеж, Георгиевский пер., 3/1.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera