Сюжеты

СЕЗОН ФОТООХОТЫ

Этот материал вышел в № 75 от 10 Октября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Обзор осенних фото-выставок С распространением удобных в употреблении фотоаппаратов-мыльниц и мини-лабораторий «Кодак», появлением множества художественных и технических журналов по фотографии посещение фотовыставок для многих стало...


Обзор осенних фото-выставок
       
       С распространением удобных в употреблении фотоаппаратов-мыльниц и мини-лабораторий «Кодак», появлением множества художественных и технических журналов по фотографии посещение фотовыставок для многих стало потребностью. Причин тому несколько.
       Во-первых, фотография, перестав быть в глазах масс сакральным искусством (выпускать птичку теперь может каждый желающий), перешла в разряд массовой культуры. И сравнивать плоды своих трудов с работами мастеров стало интересно из побуждений обычной конкуренции: если я, зритель, снимаю лучше, завтра и мои работы могут висеть в выставочных залах.
       Такая ситуация — по крайней мере в Москве — стала возможна благодаря Дому фотографии, созданному Ольгой Свибловой и имеющему статус государственного музея. Премия «Серебряная камера» (5 тысяч долларов, первое место) — яркий тому пример. Лауреатом может стать действительно каждый. Это не может не подстегивать.
       Во-вторых, фотография тесно связана с непрерывно совершенствующимися цифровыми и компьютерными технологиями. Технологоемкая рекламная фотография способна приносить солидный доход.
       В-третьих, человеческий статус: согласно статистике (не ГЭЛЛАП, не КОМКОН), согласно субъективной, частной статистике, среди фотографов чрезвычайно высок процент хороших людей и долгожителей. Наверняка объяснимая вещь, но все равно удивительная.
       В начале октября в Москве открылось несколько фотовыставок, очень разных и интересных. Сходить на них стоит обязательно.
       В галерее братьев Люмьер, расположенной в Центральном доме художника на Крымском Валу, — «Светотени авангарда». Она об экспериментах в области фотографии Эль Лисицкого, Сергея Сенькина, Густава Клуциса в 20—30-х годах прошлого века. Именно тогда фотомонтаж и фотограмма (получение снимка путем наложения предметов на светочувствительный материал) во многом определили пути развития фотографии, графики, графического дизайна и полиграфии.
       Много фотомонтажей Эль Лисицкого. Например, в оформлявшемся под его руководством советском павильоне выставки «Пресса» в Кельне 1928 года Лисицкий смонтировал огромный фотофриз из нескольких десятков больших фотографий. Ритмически организованный поток сменяющихся образов советского строя был чрезвычайно близок по впечатлению к подвижным кадрам документального кино.
       Использование фотомонтажа в выставочном дизайне было принципиально новым ходом, и именно советские художники превратили фотомонтаж в искусство. «Америка и раньше употребляла фотомонтаж для рекламы, дадаисты в Европе раздражали им официальное искусство буржуазии, в Германии фотомонтаж был использован политически. Лишь у нас он отлился в четкую социальную и художественную форму» (вместившую в себя рекламную, политическую и пропагандистскую функции, добавим мы от себя), — писал Лисицкий в путеводителе к Всесоюзной политической выставке в 1927 году.
       Одним из ярких примеров гениального синтеза дизайна и политической пропаганды можно считать фотомонтаж Лисицкого, сделанный для выставки гигиены в Дрездене в 1930 году (аренами борьбы лучших художественных умов в те годы становились выставки гигиены или пушнины): плакат с изображением молодого рабочего, в грудную клетку которого вмонтирована фотография еще двух работяг, вращающих некий механизм (фото Аркадия Шайхета). Так возник мощный образ, родственный гиперболам Маяковского: «оздоровительный ремонт человека».
       Знакомство с фотоэкспериментами семидесятилетней давности выявляет их поразительную актуальность, а главное — дает возможность увидеть момент зарождения базовых принципов дизайна и рекламы, без которых уже невозможна современная жизнь.
       В Доме фотографии на Остоженке весь первый этаж отдан персональной выставке Екатерины Рождественской «Частная коллекция». Читателям журнала «Караван историй» наверняка знакомы многие из выставленных работ, на которых звезды политики, театра, кино и телевидения переодеваются в красивые исторические костюмы и порой меняются до полной неузнаваемости. Рядом с огромным фотопортретом переодетой звезды висит оригинал той картины, которая фотографом копируется. Екатерина, дочь поэта Роберта Рождественского, подбирала героя нашего времени к картине (или наоборот) по принципу физического и психологического сходства. Строго говоря, это китч, имитация, изображение, пусть и ювелирной выделки. Валентина Толкунова — «Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой» Маковского, Николай Цискаридзе — врубелевский «Демон», Елена Ханга — олицетворенная «Меланхолия» Альфонса Мухи, Иван Дыховичный вживается в сомовский портрет Рахманинова, Геннадий Хазанов в чаплинских усиках и котелке греется в огнях большого города…
       Иногда (надеюсь, я объективна) современная копия получается даже лучше оригинала хотя бы в силу неубывающего постмодернистского контекста цитирования и самодостаточности пародии на «настоящее искусство», но оригинал до того уменьшен, что закрадывается подозрение: может, боялись, что пародий никто не заметит? Сумели стать самостоятельными портреты Виктора Шендеровича («Гитарист-бобыль» Перова), Игоря Иртеньева («Мужичок из робких» Репина), Иосифа Кобзона («Испанцы» Головина) и, конечно, Людмилы Гурченко («Любительница абсента» Пикассо). О триумфе этих картин сообщили уже все радиостанции и газеты, и заслуженно. Великие полотна. Будут висеть в МДФ до 2 ноября.
       В подтверждение приведенного в начале заметки тезиса о том, что сегодня на поприще фотографии получить свои пятнадцать минут славы может каждый, в фотолаборатории Архитектурного института на Рождественке открылась выставка Московской академии фотографии, куда приходят учиться с нуля.
       При том, что большинство участников наверняка прилежно штудировали литературу типа рассылаемого по почте буклета «125 творческих и коммерческих фоторабот» толщиной в 32 страницы, нет ни одной стыдной фотографии. В портфолио начинающей модели, в домашний фотоальбом, в рамку на стол любимой девушке они могут встать совершенно заслуженно. Есть тут и фотографии к брачным объявлениям в стиле «обаятельный портрет», и натюрморты с участием плавно изогнутых бутылок, и художественные портреты в процессе бытовой или трудовой деятельности, немножко ню…
       Попадаются и такие, которые задним числом уже давно считали народным достоянием, как дворовые песни, так часто на них натыкаешься в журналах, но все, как водится, имеет своего автора. Выставка продлится до конца октября.
       Самое статусное фотособытие осени — международный фестиваль «Интерфото» — пройдет в Малом Манеже с 8 по 13 октября. В этом «Интерфото» сформулировало емкую тему «Война и мир: крайности журналистики» и в процессе семинаров собирается затронуть очень важные темы: создание фотожурналистом положительного или отрицательного образа человека, события, целого государства; понятие грани между фотожурналистикой и фотоискусством; обсудить компромисс между сильной фотографией и информативностью снимка и проанализировать новинки цифровых технологий. Звездой фестиваля станет иранский фотограф Аббас из парижского агентства «Магнум». В рамках «Интерфото» пройдет персональная выставка Юрия Козырева «Чечня 1999—2002», регулярно публикующего свои фоторепортажи на страницах «Новой газеты».
       Остановите любое из мгновений этой осени. Приходите на фотовыставки.
       
       АДРЕСА:
       «Светотени авангарда» — Крымский Вал, 10, ЦДХ, второй этаж.
       «Частная коллекция» — МДФ, Остоженка,18
       Выпускники фотоакадемии — МАРХИ, Рождественка,11.
       «Интерфото» — Малый Манеж, Георгиевский пер., 3/1.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera