СюжетыОбщество

ПОСЕЛИЛАСЬ КУКУШКА В ДОМЕ ДУРАКОВ

Этот материал вышел в номере № 76 от 14 Октября 2002 г.
Читать
Спешно обновленный российский «оскаровский комитет», выбирающий отечественного претендента на соискание «Оскара», нынче получил заявки от создателей и прокатчиков двадцати одного (!) фильма Основная борьба развернулась между «Кукушкой»...

Спешно обновленный российский «оскаровский комитет», выбирающий отечественного претендента на соискание «Оскара», нынче получил заявки от создателей и прокатчиков двадцати одного (!) фильма

О

сновная борьба развернулась между «Кукушкой» Александра Рогожкина и «Домом дураков» Андрона Кончаловского. На стороне «Кукушки», уже купленной фирмой «Сони Клэссикс» для проката в США, — интернациональность рассказанной истории и столь необходимый пацифизм. Такая лента в принципе должна понравиться представителям Американской киноакадемии, составляющим пятерку номинантов.

А ведь в последние четыре года Россия пролетала мимо этого самого short list, поскольку выдвигавшиеся нашим комитетом картины вообще не были понятны американцам (как, например, «Молох» и «Телец» Александра Сокурова) или же просто не соответствовали необходимым условиям регламента. Так было в 1998 году с «Сибирским цирюльником» Никиты Михалкова, не успевшим на момент оформления заявки попасть в коммерческий прокат в России и к тому же снятым на английском языке.

Но в статье 14 в пункте II.1 Положения о претендентах на премию «Оскар» сказано, что иноязычный фильм должен быть показан у себя в стране до 31 октября, причем в течение семи последовательных дней в кинотеатрах и на коммерческой основе (то есть с получением доходов производителями и прокатчиками), а также с проведенной рекламной кампанией. Это следует подтвердить соответствующими документами (включая копии из средств массовой информации), которые обязаны быть отправлены в адрес Американской киноакадемии не позднее 1 ноября, а получены ею до 15 ноября.

Кроме того, согласно пункту II.2 представляемая лента должна быть снята преимущественно на языке именно этой страны, за исключением особых ситуаций, когда иной неанглийский язык может использоваться в качестве доминирующего только по сюжетной необходимости.

Кстати, последнее уточнение чрезвычайно важно для «Кукушки», где герои вынуждены разговаривать на трех языках — русском, финском и саамском. Многонациональная речь тут оправданна и не должна со стороны американцев вызывать возражения. Вот шведы уже заранее переполошились, пытаясь выдвинуть на «Оскара» картину «Лиля навсегда» Лукаса Мудиссона, где диалоги в основном звучат на русском языке, поскольку юные герои — русские. Вероятно, есть опасение, что академия применит пункт II.4 — о наличии у нее окончательного права на решение вопроса по поводу включения того или иного фильма в список претендентов.

И у российско-французского «Дома дураков» могут возникнуть некоторые проблемы, если принять во внимание пункт II.3, требующий от страны-заявителя подтверждения своего художественного контроля над лентой. Несколько лет назад был отвергнут «Три цвета: синий» Кшиштофа Кесьлевского на том лишь основании, что являлся творческим продуктом сразу трех стран — Франции, Швейцарии и Польши.

Но, главное, «Дом дураков» пока не выпущен в российский прокат. Если это будет срочно сделано, то надо еще успеть заручиться необходимыми справками на сей счет. Кончаловского, разумеется, лучше знают в США, нежели Рогожкина, но тема Чечни, даже представленная будто бы с точки зрения сумасшедших, может быть не принята американцами.

Заставили же они Павла Чухрая отрезать «чеченский финал» в «Воре» — между прочим, ставшем нашим последним на сегодняшний день официальным номинантом «Оскара» в заветной пятерке. А у нас Чухрая теперь исключили из российского «оскаровского» комитета. По слухам, он, как и другие «лишенцы», пострадал из-за того, что не был членом новой Национальной академии кинематографических наук и искусств. Спрашивается: кто мешал их всех по такому случаю избрать в академики?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow