Сюжеты

ЯПОНЦЫ НА НАС ЭКОНОМЯТ

Этот материал вышел в № 77 от 17 Октября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Комментарии помощника министра промышленности Андрея МАЗУРОВА «Новой газете» заставляют несколько по-иному взглянуть на ситуацию вокруг повышения пошлин на «бэушные» иномарки: — Государство фактически признает, что своими силами поднять...


       
       Комментарии помощника министра промышленности Андрея МАЗУРОВА «Новой газете» заставляют несколько по-иному взглянуть на ситуацию вокруг повышения пошлин на «бэушные» иномарки:
       — Государство фактически признает, что своими силами поднять отечественный автопром не сможет. И не только в ближайшее время: деньги на развитие этой отрасли не заложены даже в прогнозируемые бюджеты. А между тем как раз рост автомобилестроения стимулирует и легкую, и тяжелую промышленность. Резина, обивка, металлический корпус, двигатель… Посчитали: один рабочий автомобильного завода обеспечивает занятостью трех из других областей. В России на сегодняшний день таких благодетелей десять миллионов плюс семьи.
       В свое время непосильную в финансовом отношении ношу (сотни заводов-гигантов, ориентированных на автомобилестроение) государство отдало под приватизацию, чтобы сохранить рабочие места. Но хотя количество заводов и осталось прежним, а кадровую текучку худо-бедно удавалось скрыть на бумаге — качество автомобилей нисколько не изменилось. Тогда сделали ставку на иностранный опыт и, естественно, капитал.
       — А что же сейчас: октябрьское повышение пошлин на иномарки вызвано протекционистскими принципами государства?
       — Политика протекционизма лежит в основе любого государства. Но в реформировании автопрома приоритетным для министерства было и остается другое. Давайте различать развитие автомобилестроения в России от развития российского автомобилестроения. Почему обязательно российское? Для нас совсем не важно, как будут называться автомобили, доступные по цене и соответствующие мировым стандартам качества, — «ВАЗ» или «Мерседес». Важно, чтобы их реально было приобрести.
       Россия — единственная страна в мире с расширяющимся автомобильным рынком. Поэтому деньги сюда вкладывать будут. Но какой смысл строить здесь предприятие, обучать персонал, если выпущенному в России «Форду», к примеру, конкуренцию составляет тот же «Форд» — подержанная иномарка. Следовательно, повышение пошлин есть не что иное, как способ привлечь инвестиции в страну, при этом сохранив и рабочие места, и предприятия.
       Причем никакого велосипеда мы, собственно, не изобрели — это международная практика. Болгария, Польша, Индия, Бразилия, Таиланд, Южная Корея — во всех этих странах ввоз подержанных иномарок либо вообще запрещен, либо сдерживается высокими пошлинами. Исследования показывают, что при таможенном пороге ниже 35% производителям выгоднее импортировать готовый продукт, чем инвестировать производство техники на «неосвоенной» территории.
       — Весь Дальний Восток, Приморье протестуют против подобного правительственного шага. Говорят, это лишит край гарантированного заработка от таможенных взносов. Это правда?
       — Моряки завозят старые японские машины по баснословно низким ценам. Автомобиль за 400—600 долларов проще выбросить, чем отремонтировать. И утилизовывать не надо — практически весь иностранный мусор раскупают наши граждане. Добавлю, что с момента анонсирования реформы автопрома* поднявшаяся шумиха о таможенных ограничениях и сокращении ввоза иномарок, напротив, катализировала спрос на них. Доход Приморского края за считаные месяцы возрос в три раза. И потом: пошлины вырастают только на иномарки старше семи лет.
       Изготовленные в России автомобили, проданные здесь же, «работают» на бюджет: 85% потраченной покупателями суммы следуют прямиком в государственную кассу. А та же самая стоимость иностранного хлама приносит нам в шесть раз меньше. Простая арифметика.
       
       * 16 июля этого года была принята «Концепция развития автомобильной промышленности в России», в одном из пунктов которой сказано об установлении новых таможенных тарифов на иностранные марки автомобилей. Текст «Концепции…» был передан в редакцию, и в ближайших номерах мы познакомим читателей с идеями российского правительства на этот счет.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera