Сюжеты

100 ДНЕЙ ПОЧТОВОЙ РЕФОРМЫ

Этот материал вышел в № 77 от 17 Октября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Письма не доходят, но «есть достижения» Минувшую стодневку официального начала почтовой реформы чиновники Минсвязи отметили, будто большую трудовую победу и профессиональную удачу. Газетные полосы буквально пестрели заздравными интервью...


Письма не доходят, но «есть достижения»
       
       Минувшую стодневку официального начала почтовой реформы чиновники Минсвязи отметили, будто большую трудовую победу и профессиональную удачу. Газетные полосы буквально пестрели заздравными интервью реформаторов, которым по должности достались рычаги грядущего объединения отделений и узлов связи в единое ФГУП «Почта России». А первый заместитель министра связи и информатизации Александр Киселев даже провел пресс-конференцию, на которой подвел первые итоги реформ. По его словам, российская почтовая система развивается в правильном направлении, о чем свидетельствует рентабельность федеральной почты в 4%. Однако у экспертов, хорошо знакомых с истинным положением дел на почте, эта приведенная заместителем министра цифра вызвала большое сомнение. Так, согласно открытым документам пик рентабельности отечественного почтового хозяйства за последнюю пятилетку приходился на 1999 год: тогда этот показатель действительно достигал 4% и более. Однако по итогам 2001 года рентабельность почты съехала вниз, и значительно — аж до 2,4%.
       Серьезные сомнения вызвала и другая арифметика, которой «просвещал» на пресс-конференции Александр Киселев. Взять его заявление о том, что в прошлом году на строительство новых почтовых отделений и установку информационных систем было инвестировано 20 миллионов у.е., и при этом почта обошлась без дотаций из казны. Но экономистам хорошо известно, что корпоративные инвестиции складываются исключительно за счет прибыли предприятия, а вся балансовая прибыль российской почты в 2001 году составила 513 миллионов рублей. Об этом говорится даже на официальном интернет-сайте Минсвязи РФ. В долларовом эквиваленте это составляет примерно 17 миллионов у.е. На первый взгляд, ошибочка у Киселева вышла не такая уж и большая. Но ведь и всю имеющуюся прибыль вложить в развитие невозможно, поскольку почта, как и любое предприятие, несет немалые текущие затраты, например на социальные выплаты.
       Дальше — больше. По словам Александра Киселева, для технического перевооружения почты необходимо не менее 1 миллиарда долларов. Возможно, первый заместитель министра связи и впрямь знает, откуда привлечь такие значительные инвестиции. Но отдавать долги почтовикам будет едва ли под силу. В 2001 году валовой доход почты составил около 730 миллионов долларов. Даже если рентабельность почтового хозяйства удастся в ближайшие годы, как планирует Александр Киселев, повысить с нынешних 2,4% до 15%, а затраты сокращать на 100 миллионов долларов ежегодно, то и в этом случае погашение кредита займет не менее 10—15 лет. Однако такие перспективы едва ли можно считать реальными, поскольку, во-первых, затратность почты год от года увеличивается более чем на 35%, а во-вторых, теоретический расчет строится, исходя из условий стабильного развития экономики.
       Немало удивил своими откровениями о начавшейся реформе и другой почтовый начальник — глава Международного почтамта Игорь Сырцов. Например, в недавнем интервью «Известиям» этот чиновник решил сослаться на передовой немецкий опыт реформирования почты, который планируется взять на вооружение и у нас. По подсчетам господина Сырцова, за последние два года немецкая почта принесла 1200—1500 миллиардов евро прибыли. Трудно сказать, каким способом высчитал такую астрономическую цифирь руководитель Международного почтамта — путем сложения столбиком или же на бухгалтерских счетах. Потому что, по сведениям с официального сайта почты Германии, ее доход в 2001 году составил… 33,3 миллиарда евро.
       А то вдруг Игорь Сырцов неожиданно ополчился на «независимых» операторов связи, которые, по его словам на пресс-конференции, «в Москве собирают корпоративную почту и развозят ее по рублю», в то время как федеральная почта, согласно гостарифам, доставляет обычную корреспонденцию за 3 рубля 15 копеек. В этом глава Международного почтамта увидел противозаконный демпинг, который лишает российскую почту работы. Вместе с тем Сырцов признал, что доставлять письма почтовикам невыгодно даже за нынешние 3 рубля. Но, с другой стороны, получается, что независимых операторов вполне устраивает один-единственный рубль против трешки, которую берет федеральная почта! А родные почтовики доставляют письма россиян к адресатам даже не в самый отдаленный город по неделе, а то и дольше!
       Вероятно, после такого заявления ответственного почтового чиновника государству стоило бы разобраться, куда уходят деньги, взимаемые почтовыми отделениями по все более растущим тарифам. Для начала взглянуть хотя бы на штатное расписание центрального аппарата министерских чиновников, их служебные расходы, а также профессиональную подготовку. Не секрет, что на иные руководящие должности в Минсвязи и на почте в последнее время пришли люди хоть и энергичные, однако в почтовом деле новые. Например, глава Международного почтамта Игорь Сырцов до своей нынешней должности руководил сетью бензоколонок в Краснодарском крае, а еще раньше и вовсе трудился простым таксистом. Правда, не где-нибудь, а в городе на Неве. Оттуда же прибыл на укрепление Минсвязи и первый заместитель министра Реймана Александр Киселев. Этот более высокий в своем ведомстве чиновник, который раньше торговал газетами в фирме «Нева-пресс», тоже не нюхал почтового сургуча. А ведь президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию предупреждал, что мотором реформ должны стать глубоко компетентные в своем деле специалисты. Тут поневоле задумаешься: а те ли граждане взялись двигать реформу нашей многострадальной, но такой близкой для сердца каждого россиянина отечественной почты?..
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera