Сюжеты

НЕГАТИВЫ — НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Этот материал вышел в № 78 от 21 Октября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Сорок лет назад в Москве началось строительство проспекта Калинина («вставной челюсти Москвы»). Строили — по живому. Александр Потресов, гражданин Арбата, сохранил на фотопленке хронику объявленной смерти старых переулков На фоне ближайших...


Сорок лет назад в Москве началось строительство проспекта Калинина («вставной челюсти Москвы»). Строили — по живому. Александр Потресов, гражданин Арбата, сохранил на фотопленке хронику объявленной смерти старых переулков
       

  
       На фоне ближайших столичных преобразований — будь то обещанные полгода назад снос и возведение заново гостиницы «Москва», реконструкция (на деле — перестройка, уродующая облик) знаменитого Елисеевского гастронома или же создание «культурно-торгового» центра под Пушкинской площадью — сюжет фотовыставки «Гибель Арбата» может показаться неактуальным.
       И все же в событиях сорокалетней давности, запечатленных на свемовскую еще фотопленку, есть нечто, неуловимо напоминающее день сегодняшний...
       
       Потресов родился в 1902-м, и его детство прошло в самом центре Москвы. Весь район между Сивцевым Вражком и Никитской тогда именовался Арбатом.
       О нем оставил воспоминания выросший здесь Андрей Белый: «Помнится прежний Арбат: Арбат прошлого; он от Смоленской аптеки восставал полосой двухэтажных домов, то высоких, то низких; у Денежного — дом Рахманова, белый, балконный, украшенный лепкой карнизов, приподнятый круглым подобием башенки: три этажа. <...> Дома — охровый, карий, оранжево-розовый, палевый, даже кисельный, — цветистая линия вдаль убегающих зданий, в один, два и три этажа; эта лента домов на закате блистала оконными стеклами; конку тащила лошадка; и фура, «Шиперко», квадратная, пестрая, перевозила арбатцев на дачи...».
       Сын известного театрального критика, писавшего под псевдонимом Сергей Яблоновский, Саша Потресов получил в подарок от отца свой первый фотографический аппарат в год 300-летия дома Романовых. Сколько их было потом!..
       В годы войны фототехнику на всякий случай конфисковали, зато вскоре после победы Александра пригласили в экспедицию: снимать уцелевшие памятники в средней полосе России. Тогда-то главным персонажем его фотографий и стала архитектура.
       Тучи над Арбатом начали сгущаться давно. Стоит вспомнить знаменитое выступление Кагановича: «...когда ходишь по московским переулкам и закоулкам, то получается впечатление, что эти улочки прокладывал пьяный строитель». Или сталинский план реконструкции, утвержденный в 1935-м.
       Война помешала, но не отменила планов возведения нового города, где «нового, социалистического человека будут окружать красивые здания, где все, вплоть до дверной ручки, будет сделано добротно и красиво» (так в 1938-м расписывал будущий город-сад безвестный автор книги «Новая Москва. Площади и магистрали»). Так что, когда стало достоверно известно, малая родина обречена, Потресов отправился в переулки по соседству со своим — тоже обреченным — домом № 20 на Большой Молчановке.
       Месяц за месяцем он снимал хронику арбатских разрушений. Один и тот же дом, двор, переулок... Всего в его арбатской «сюите» более тысячи кадров.
       Можно разглядеть и установленную в центре Собачьей площадки поилку для лошадей, и расположенный по соседству Дом архитекторов (снесен в 1964), и особняк Алексея Хомякова, и даже дом с мемориальной доской в честь пребывания в нем Ленина. С этим зданием у реформаторов были особые сложности: по «идеологическим соображениям» его долго не решались ломать, а перед уничтожением даже любовно отремонтировали крышу...
       Разрушение производилось без археологических исследований и обмеров строений. «Я выселен с Арбата и прошлого лишен», — пел Окуджава. Но облик некогда заповедного района сохранился в негативах. Авторских отпечатков почти нет, так что для выставки, устроенной Государственным музеем А. С. Пушкина и галереей «Ковчег», фотографии пришлось изготавливать заново. А сын автора снимков, Владимир, написал к ним подробные комментарии.
       
       Сергей САФОНОВ
    

       

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera