СюжетыОбщество

«ГОРЬКАЯ ДОЛЯ» ВЛАСТИ

Этот материал вышел в номере № 79 от 24 Октября 2002 г.
Читать
«Паленая» водка укрепляет властную вертикаль — снизу доверху. В доходах участвуют все Нет, не получается у правоохранительной системы бороться с наркотиками. Борются-борются, а наркомания растет и растет. То же самое и с левой водкой....

«Паленая» водка укрепляет властную вертикаль — снизу доверху. В доходах участвуют все

Н

ет, не получается у правоохранительной системы бороться с наркотиками. Борются-борются, а наркомания растет и растет.

То же самое и с левой водкой. Доход с этого бизнеса превышает искомые 300%, о которых предупреждал еще Маркс, поэтому и результаты борьбы порою выглядят как очевидное — невероятное.

Скажем, Управление налоговой полиции Воронежской области накрыло солидный отряд водочной мафии. Изъяло у отряда огнестрельное оружие, средства связи и более 10 тысяч литров спирта. Командира отряда посадили на полтора года за незаконное хранение оружия. А за уничтожение генофонда воронежского народа посредством «левака» и за подпольный бизнес с оборотом черного нала в миллионы рублей никто из отряда вообще ничего не получил. Хорошие адвокаты, хорошие «бабки» — что еще нужно, чтобы спокойно встретить старость? Командир объяснил на суде, что десять тысяч литров спирта он приобрел исключительно для личных целей.

— Ах, для личных? – удивился судья. – Это меняет дело. Для личных можно.

Н

едавно российская ассоциация «белых» производителей спиртного озвучила неприятные для правительства цифры: 40% алкогольного рынка страны заняты теневиками; колоссальные деньги легко делают бюджету ручкой. Понятно желание «белых», чтобы государство хоть немного уравняло их с теми, кто на просторах наших вольно рубит алкогольную «капусту».

К тому же за последний год от фальшивой водки умерли более 25 тысяч россиян. Это, конечно, вызывает у власти беспокойство, но не больше, чем конкуренция и потери бюджета.

Власти понимают «белых» и идут навстречу. В Воронеже, например, областная администрация придумала такую мульку: установила «отстающим» районам контрольные объемы продаж легального спиртного. В смысле: не продадите, сколько велено, – не получите финансирования. А «левак» – как хотите, главное, чтобы налоги с «белой» водки в бюджет сдали.

В день этого судьбоносного решения в редакцию пришли жительницы одного из тех районов. Принесли коллективное письмо (219 подписей) и со слезами рассказали о павильоне типа «выпить-закусить», который находится в 20 шагах от администрации поселка и в 70 шагах – от РОВД. Женщины не раз обращались в органы и администрацию насчет откровенной торговли «паленкой», не раз в гадюшник являлись проверки. Усталые, но довольные, они уходили, а «точка» продолжала спаивать и травить откровенным суррогатом рабочих местного совхоза. Почему проверки ничего не дали? Женщины прямо показывают пальцем на начальника РОВД и главу района. Потому. Бизнес хороший. Ни тебе акцизов, ничего. Разбавляйте спирт водой из-под крана и храните деньги в сберегательной кассе.

Борьба на местах ведется так. Вот один гражданин, у которого жена умерла от паленой водки, наплевал на риск получить пулю в лоб и провел собственное расследование. Поработал, как целый оперативно-следственный отдел. Составил карту киосков и павильонов в своем районе и подробное описание деятельности «левых» торговцев и даже конкретных крышевателей. Результаты работы в прошнурованных папках он сдал в УБЭП. Через некоторое время получил ответ.

«В ходе отработки… было составлено 18 протоколов, к административной ответственности привлечено 25 граждан… Административные материалы находятся на рассмотрении в территориальных РОВД и Госторгинспекции. Кроме того, 48 граждан подвергнуты штрафным санкциям по ст. 156, 184 КОАП. В ходе проведения оперативно-профилактических мероприятий получена информация, представляющая интерес для дальнейшей оперативной разработки лиц, указанных в заявлении гражданина А.

…Направлены представления на сотрудников ППС… не принимавших мер по пресечению незаконной торговли фальсифицированной алкогольной продукцией. В администрацию района направлено представление о приостановлении деятельности киосков».

Думаете, хоть одного сотрудника ППС уволили? Хоть один киоск закрыли? Щас! Сам тон ответа подразумевает, что ни капли коррупции в этом жидком деле нет. ППС – никакие не крышеватели, а просто не принявшие должных мер. И речь не об организованной преступности, а всего лишь о недосмотре. Закон Маркса торчит из каждого абзаца правоохранительного ответа беспокойному гражданину.

Все. Круги разошлись, и болото вновь безмятежно. А гражданину А. стоит сменить место жительства: здесь такие долго не живут.

Вообще-то, 40% рынка, завоеванные теневиками, — далеко не предел. В Воронеже и области люди компетентные считают, что на местном рынке теневики занимают минимум 50%. А некоторые называют 60%. Эти проценты можно смело считать показателем коррумпированности правоохранительной системы.

Нет, она борется. И даже по телевизору периодически показывают, как силовики накрывают очередной подпольный цех. Однако размах дела и наглядные факты делают эту борьбу больше похожей на конкурентную.

Экономисты утверждают, что теневой оборот «левака» в России составляет около 4 миллиардов долларов. Как против такой махины поборешься? Вот Сергей Миронов, спикер Совета Федерации, недавно объявил по телевизору, что комитеты его Совфеда активно занимаются проблемой всеобщей алкоголизации населения. Обещал, что скоро Государственная Дума получит от них серьезный пакет предложений.

Верю. Но ведь 4 миллиарда «зеленых» на дороге не валяются. И очень многие факты свидетельствуют, что «паленым» бизнесом охотно занимаются сама власть и отдельные ее представители. По всей вертикали — снизу доверху. То есть внизу разливают в подвалах и гаражах спирт по немытым бутылкам и разбавляют его водой. На следующем этапе крышуют. Вверху речь идет об оптовых поставках спирта, льготах предприятиям и переделе собственности. Еще выше – о законах, постановлениях и даже указах. «Одно общее дело делаем».

И что, власть наступит на горло собственной песне ценой 4 миллиарда долларов? Свежи пакеты предложений, а верится с трудом. Лучше уж по-честному, как в Воронеже: вы, ребята, «леваком» торгуйте, сколько влезет, но чтоб бюджетное задание по акцизным доходам было выполнено! А сколько вымрет — второе дело. Нынче свобода, и любой алкаш выбирает сам, чем похмеляться.

Вот интервью хозяина воронежской «ликерки» Сергея Ткачева. Мужик он прямой и в чем-то даже бесстрашный. В свое время рука об руку с ФСБ воевал с водочной мафией, которая в Воронеже середины 90-х подмяла под себя все, включая «ликерку». От мафии вроде отбились, и бюджет стал получать немалые доходы с официальной водяры. Прошло несколько лет после той войны, и что? А вот что:

«Если раньше «левую» водку возили из Осетии, то сейчас практически весь объем «левака» производится на территории области. «Левой» водкой сегодня не занимается только ленивый. Все остальные давно поняли, что серьезного наказания за подобные деяния не существует. Те копейки, на которые штрафуют торговцев «левой» водкой, возвращаются за полчаса реализации «левака».

Это цитата по мелочи. А вот о том, кому нужны миллионы долларов.

«Занимая треть рынка области, мы ежемесячно платим государству более миллиона долларов акциза. При полной загрузке один только ЛВЗ «Воронежский» может давать нашей стране три миллиона долларов. Получается, что три миллиона долларов никому не нужны?!».

Да нет, конечно, нужны. Но не три миллиона, а десять – потому что без налогов. И не в бюджет, а в карман. Чего ж удивляться-то?

А дальше Ткачев на свой страх и риск говорит просто оголтелую, убойную правду.

«У нас в области существуют несколько человек, которые профессионально занимаются «левым» спиртом. Я уверен, что правоохранительные органы знают и их имена, и фамилии, и отчества так же, как знаю я. Только непонятно, почему их деятельностью никто не занимается… Эти люди десятками тонн поставляют спирт в город, и уже здесь он расходится по многочисленным «производителям».

Директор «ликерки» знает, о чем говорит. Директор «ликерки» дружен с ФСБ. А говорит он фактически о том, что верхушка всей правоохранительной системы – в доле! Поэтому в упор не видит очевидного, но невероятного по доходности преступления.

После таких слов коррумпированная власть должна либо застрелиться, либо застрелить Ткачева. По идее. Однако в нашей стране — гласность. Говорить можно все что угодно.

Ничего не будет. Лишь в недрах Думы и Совета Федерации кто-то будет монотонно бубнить о проблемах всеобщей алкоголизации населения и о том, что скоро уже подготовят пакет предложений и куда-то там его передадут, где оный пакет обсудят. Камень на камень, кирпич на кирпич.

Тем временем очередные граждане России, упав мордой в грязь или в салат, отдают Богу душу; очередные доллары шуршат в пиджаках от Армани.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow