Сюжеты

Евгений ГРИШКОВЕЦ: «... А ВОТ СО ЗРИТЕЛЯМИ БЫВАЕТ СЛОЖНО»

Этот материал вышел в № 79 от 24 Октября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Спектакль «Как я съел собаку» ушел в прошлое. В постоянном репертуаре «Школы современной пьесы» остаются «Планета», «Дредноуты», «ОдноврЕмЕнно». Много нового появилось, график стал неподъемный — вот и приходится с чем-то расставаться. Я...


       
       «Спектакль «Как я съел собаку» ушел в прошлое. В постоянном репертуаре «Школы современной пьесы» остаются «Планета», «Дредноуты», «ОдноврЕмЕнно». Много нового появилось, график стал неподъемный — вот и приходится с чем-то расставаться. Я благодарен им, благодарен матросу и собаке – ведь с них все началось четыре года назад. Напоследок хочу записать радиоспектакль – по-моему, такая форма более адекватна, чем видеозапись. И увлекательна. Я как-то по заказу немцев написал радиопьесу про Сибирь, а они говорят: «Мы хотим несколько веселых и страшных историй про медведей…» – пришлось отказаться.
       До начала сезона я выступал в московских клубах с новым проектом «После работы». Никакого отношения к театру; так, новые формы реализации современной драмы… Следующий проект будет музыкальный, вместе с группой «Бигуди». Меня интересуют смешение жанров, импровизация в музыке, в тексте и связь между ними в представлении. Тут говорят, что от меня пошла мода на театральный перформанс, что молодые ребята в Центре Мейерхольда меня копируют. Так я им усложнил задачу.
       Кстати, что такое перформанс? Вот я появился у Райхельгауза с 18 страницами текста, напечатанными на обратной стороне бухгалтерских отчетов (денег не было на бумагу). Райхельгауз до сих пор не верит, что это был чистовик. С театральными журналистами и коллегами проблем нет, а вот со зрителями бывает сложно. Однажды встает мужчина посреди действия и как гаркнет на зал: «Как вы можете смеяться?!». Вот что мне делать, если у него праведный гнев из любви к искусству, зрители справедливо смеются, потому что смешно по ходу действия, а спектакль при этом чуть ли не сорван? А в клубах мне нравится играть – я всегда помню, что люди пришли отдохнуть, покушать, пообщаться, и я в данном случае служу фоном. Мне нравятся клубы «Муха» и «Огород» – там моя публика. Приходится порой играть для не самых приятных персонажей – ну и что, это мой крест, я же не в абстрактное место прихожу. Вообще самый теплый и приятный зритель – московский. В Питере есть «сопротивляемость материала»: люди, тонко чувствующие, но требовательные и избалованные. Заставляют актера волноваться. Могут не отключить телефоны, а если не нравится действо, демонстративно уходят. Даже если слабая постановка, мне всегда за актеров обидно.
       А провинциальная публика — другая. В Иркутске, помню, одна женщина поддержала меня репликой: «И не говори!». Иногда спрашивают, когда наконец спектакль начнется. Или диалог пытаются завязать.
       Пермь и Новосибирск — очень приятные места. А так… Играешь, люди находят что-то родное, а взаимообращения не происходит – у меня житейской мудрости ни фига не прибавляется.
       Рекомендательные письма, говорите? Я в восторге от проникновенной картины «Любовное настроение» Вонга Кар-Вая, пусть это не самый свежий фильм. И «Амели» тоже прелесть. Получил удовольствие от «Властелина колец» – от масштаба и радости просмотра вместе с дочерью. Толкиена я даже перечитывал, и осталась мечта — быть далеко-далеко в деревне, чтобы была еда, обязательно зима, достаточно дров. И всю жизнь читать.
       Любимого Фазиля Искандера перечитываю. Сильно понравилась книга Эрленда Лу. Его проза очень близка моим спектаклям, моему мироощущению – мы с этим норвежцем нашли бы общий язык, пивка бы выпили. Может, он еще к нам приедет?»
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera