Сюжеты

ГАИ – НА ГАЙКИ

Этот материал вышел в № 80 от 28 Октября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Вся правда о них давно известна, но это не меняет положения дел — и понятно почему Можно целый день кружить по Лондону, Парижу или Берлину на машине и за все это время не увидеть ни одного местного гаишника (то есть дорожно-транспортного...


Вся правда о них давно известна, но это не меняет положения дел — и понятно почему
       
       Можно целый день кружить по Лондону, Парижу или Берлину на машине и за все это время не увидеть ни одного местного гаишника (то есть дорожно-транспортного полицейского). При этом автомобилей в европейских городах больше, движение плотнее, а ДТП случаются несравненно реже, чем у нас. Казалось бы, сплошной парадокс: немереная орава автоментов — и бесконечный ужас на дорогах. На самом деле парадокса нет, потому что порядок и комфорт на улицах и трассах не являются предметом заботы российской ГАИ.
       Более того, эти порядок и комфорт прямо противоречат главному интересу и смыслу существования ГАИ — самообогащению. Для каждого нормального (то есть коррумпированного) гаишника любое дорожное нарушение в радость, поскольку оно чревато большой или малой взяткой. Естественно, что эти нарушения ГАИ всячески провоцируются: выставляются ничем не оправданные знаки ограничения скорости, вопреки всякому здравому смыслу запрещаются повороты, сплошная разделительная полоса наносится именно там, где ее быть не должно… И возле этих умело придуманных западней обязательно располагаются сотрудники ГАИ и собирают дань (и этим в том числе затрудняя дорожное движение).
       Даже в том случае, когда ушлый автомобилист обошел все засады, его можно остановить и обобрать (аптечка, грязный номер — что угодно). Как у Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (басня «Волк и ягненок»).
       Не хочу сказать, что пользы от ГАИ нет вообще никакой. Вот, скажем, в Москве во время дождей все время вырубаются светофоры, и регулировщики в плащах с капюшонами координируют движение на перекрестках. Спасибо им за это большое. Но это скорее исключение, чем правило. А как правило — как раз там, где они больше всего нужны, гаишников и не бывает.
       Какой-то вельможно-бандитский «Гелендваген» нагло припарковался поперек узкой улицы, и из-за него стоит пробка в оба конца — где ГАИ? Посреди дороги — огромная яма, замаскированная лужей; машины корежат подвески и окатывают с ног до головы пешеходов — где знаки, где ГАИ? На перекрестке — куча-мала, пробка на сотни метров во все концы, сплошное бибиканье, брань и паника — где ГАИ?! А вот они, кстати, голубчики, — в двухстах метрах от «горячей точки»: вместо того чтобы наладить движение, с кайфом потрошат автомобилистов, которые с отчаяния пытаются выбраться из «стояка» через сплошную линию… В этой картинке, абсолютно типичной, — вся подлость и никчемность нашей ГАИ/ГИБДД. Даже номерные знаки они умудрились придумать такие уродски-несуразные, что хуже во всем мире нет.
       Вся правда о ГАИ всем давно известна, но это не меняет положения дел — и понятно, почему. Крыша у ГАИ — в три наката. Во-первых, они осуществляют важную (хотя и более чем сомнительную) функцию обеспечения номенклатурных перевозок — все эти пресловутые и ненавистные кортежи с перекрытием движения. Во-вторых, просто запутывают и держат в трепете народ, что всегда ценилось властями в государстве с вековыми традициями опричнины. В-третьих, и это самое главное, своими гигантскими нетрудовыми доходами ГАИ, конечно же, делится с прочими властями — и на муниципальном, и на федеральном уровнях.
       По сути дела, ГАИ — это вторая, теневая система налогообложения миллионов граждан страны. Оставляя в стороне вопрос о беззаконии, я допускаю, что и для экономики страны это не очень хорошо. Хотя бы потому, что миллиарды (уверен, не преувеличиваю) рублей, оседающие в карманах гаишников и стоящих за ними госнахлебников, могли бы попасть в легальный, а не теневой оборот.
       Короче: 1) вреда от ГАИ/ГИБДД значительно больше, чем пользы; 2) реформированию эта система не подлежит, поскольку порочна по своей сути, и честная работа на благо граждан противоречит всей ее структуре; 3) при этом ГАИ пользуется безграничной поддержкой коррумпированных властей.
       Что делать: 1) расформировать ГАИ/ГИБДД как (полу)самостоятельную организацию, сократить кадровый состав раз в десять как минимум и вернуть к тому, чем она (автоинспекция) была, прежде чем стала нынешним НКВД-образным монстром, — скромным подразделением милиции по регулировке движения и борьбе с угонами; 2) «кортежные» функции (они должны касаться только главы государства и его иностранных гостей) перепоручить администрации президента; 3) оставшимся на службе «новогаишникам» спроектировать униформу без карманов и с прозрачными перчатками.
       Понятно, что ни парламент, ни правительство, организмы которых пронизаны деньгоносными артериями от автоинспекции, эти реформы не одобрят. Остается уповать на президента Путина и его понимание того, что крайне неудобно проникать в современную Европу с таким диким феодальным багажом, как ГАИ.
       

       ведущий дискуссионной рубрики «Новой газеты»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera