Сюжеты

ГАИ – НА ГАЙКИ

Этот материал вышел в № 80 от 28 Октября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Вся правда о них давно известна, но это не меняет положения дел — и понятно почему Можно целый день кружить по Лондону, Парижу или Берлину на машине и за все это время не увидеть ни одного местного гаишника (то есть дорожно-транспортного...


Вся правда о них давно известна, но это не меняет положения дел — и понятно почему
       
       Можно целый день кружить по Лондону, Парижу или Берлину на машине и за все это время не увидеть ни одного местного гаишника (то есть дорожно-транспортного полицейского). При этом автомобилей в европейских городах больше, движение плотнее, а ДТП случаются несравненно реже, чем у нас. Казалось бы, сплошной парадокс: немереная орава автоментов — и бесконечный ужас на дорогах. На самом деле парадокса нет, потому что порядок и комфорт на улицах и трассах не являются предметом заботы российской ГАИ.
       Более того, эти порядок и комфорт прямо противоречат главному интересу и смыслу существования ГАИ — самообогащению. Для каждого нормального (то есть коррумпированного) гаишника любое дорожное нарушение в радость, поскольку оно чревато большой или малой взяткой. Естественно, что эти нарушения ГАИ всячески провоцируются: выставляются ничем не оправданные знаки ограничения скорости, вопреки всякому здравому смыслу запрещаются повороты, сплошная разделительная полоса наносится именно там, где ее быть не должно… И возле этих умело придуманных западней обязательно располагаются сотрудники ГАИ и собирают дань (и этим в том числе затрудняя дорожное движение).
       Даже в том случае, когда ушлый автомобилист обошел все засады, его можно остановить и обобрать (аптечка, грязный номер — что угодно). Как у Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (басня «Волк и ягненок»).
       Не хочу сказать, что пользы от ГАИ нет вообще никакой. Вот, скажем, в Москве во время дождей все время вырубаются светофоры, и регулировщики в плащах с капюшонами координируют движение на перекрестках. Спасибо им за это большое. Но это скорее исключение, чем правило. А как правило — как раз там, где они больше всего нужны, гаишников и не бывает.
       Какой-то вельможно-бандитский «Гелендваген» нагло припарковался поперек узкой улицы, и из-за него стоит пробка в оба конца — где ГАИ? Посреди дороги — огромная яма, замаскированная лужей; машины корежат подвески и окатывают с ног до головы пешеходов — где знаки, где ГАИ? На перекрестке — куча-мала, пробка на сотни метров во все концы, сплошное бибиканье, брань и паника — где ГАИ?! А вот они, кстати, голубчики, — в двухстах метрах от «горячей точки»: вместо того чтобы наладить движение, с кайфом потрошат автомобилистов, которые с отчаяния пытаются выбраться из «стояка» через сплошную линию… В этой картинке, абсолютно типичной, — вся подлость и никчемность нашей ГАИ/ГИБДД. Даже номерные знаки они умудрились придумать такие уродски-несуразные, что хуже во всем мире нет.
       Вся правда о ГАИ всем давно известна, но это не меняет положения дел — и понятно, почему. Крыша у ГАИ — в три наката. Во-первых, они осуществляют важную (хотя и более чем сомнительную) функцию обеспечения номенклатурных перевозок — все эти пресловутые и ненавистные кортежи с перекрытием движения. Во-вторых, просто запутывают и держат в трепете народ, что всегда ценилось властями в государстве с вековыми традициями опричнины. В-третьих, и это самое главное, своими гигантскими нетрудовыми доходами ГАИ, конечно же, делится с прочими властями — и на муниципальном, и на федеральном уровнях.
       По сути дела, ГАИ — это вторая, теневая система налогообложения миллионов граждан страны. Оставляя в стороне вопрос о беззаконии, я допускаю, что и для экономики страны это не очень хорошо. Хотя бы потому, что миллиарды (уверен, не преувеличиваю) рублей, оседающие в карманах гаишников и стоящих за ними госнахлебников, могли бы попасть в легальный, а не теневой оборот.
       Короче: 1) вреда от ГАИ/ГИБДД значительно больше, чем пользы; 2) реформированию эта система не подлежит, поскольку порочна по своей сути, и честная работа на благо граждан противоречит всей ее структуре; 3) при этом ГАИ пользуется безграничной поддержкой коррумпированных властей.
       Что делать: 1) расформировать ГАИ/ГИБДД как (полу)самостоятельную организацию, сократить кадровый состав раз в десять как минимум и вернуть к тому, чем она (автоинспекция) была, прежде чем стала нынешним НКВД-образным монстром, — скромным подразделением милиции по регулировке движения и борьбе с угонами; 2) «кортежные» функции (они должны касаться только главы государства и его иностранных гостей) перепоручить администрации президента; 3) оставшимся на службе «новогаишникам» спроектировать униформу без карманов и с прозрачными перчатками.
       Понятно, что ни парламент, ни правительство, организмы которых пронизаны деньгоносными артериями от автоинспекции, эти реформы не одобрят. Остается уповать на президента Путина и его понимание того, что крайне неудобно проникать в современную Европу с таким диким феодальным багажом, как ГАИ.
       

       ведущий дискуссионной рубрики «Новой газеты»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera