Сюжеты

$5 МЛРД В ГОД — ЦЕНА ОДНОЙ СТАТЬИ АВТОМОБИЛЬНОГО КОДЕКСА

Этот материал вышел в № 80 от 28 Октября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

При любом кодексе взятки давали и будут давать. Комментарий адвоката Леонида ОЛЬШАНСКОГО, вице-президента «Движения автомобилистов России»: — Можно ли себе представить сотрудников угрозыска или РУБОПа, которые бы потребовали от воров и...


При любом кодексе взятки давали и будут давать. Комментарий адвоката Леонида ОЛЬШАНСКОГО, вице-президента «Движения автомобилистов России»:
       
       — Можно ли себе представить сотрудников угрозыска или РУБОПа, которые бы потребовали от воров и бандитов деньги за использование наручников и перевозку в «воронке»? ГАИ же берет деньги за все: техосмотр, выдачу техпаспорта и номерных знаков... Официально — по квитанции. Неофициально – каждый знает.
       Целям обогащения служит и лоббирование в высших органах власти различных документов. Например: в 1992 году в положение о ГАИ, утвержденное правительством России, ввели право на эвакуаторы, блокираторы, снятие номерных знаков, хотя таких санкций ни в одном кодексе не было. Если вспомнить, что только за первый день эвакуации приходится платить почти 100 долларов США, то ясно, что легче дать взятку, чем выкупать свою машину на спецстоянке у кольцевой дороги.
       В конце 92-го года руководители ГАИ России, невзирая на вето президента РФ, протащили через Верховный совет целый ряд репрессивных мер против водителей и сконцентрировали их в старом Кодексе об административных правонарушениях. Вот тогда-то и появились штрафные баллы и талоны, отстранение водителя от управления, задержание транспортного средства, изъятие водительского удостоверения до уплаты штрафа.
       С тех пор прошло 10 лет. И все это время шла работа над новым КоАП РФ. Полемика шла в парламенте между правозащитниками, с одной стороны, и руководством главка ГИБДД России в лице генерала Владимира Федорова и его зама по науке генерала Александра Якимова — с другой. Боролись за несколько положений двенадцатой главы, где сосредоточены статьи, предусматривающие ответственность за нарушения ПДД, — самые хлебные и самые взяточные. Опять баллы и талоны, блокираторы и эвакуаторы, переэкзаменовки и снятие номерных знаков. После одного из голосований, когда все предложения ГАИ были отклонены, генерал Федоров бросил на стол законопроект и воскликнул: «С таким кодексом работать невозможно». Эту сцену передали практически все телекомпании.
       Под шквалом писем и телеграмм от разгневанных автолюбителей со всех концов страны (а это 1/3 избирателей) поправки, направленные на ликвидацию репрессий на дорогах, внесли депутаты самых различных фракций: Виктор Похмелкин (независимый депутат), Гасан Мирзоев (СПС), Алексей Митрофанов (ЛДПР), Александр Салий (Аграрная группа), Александр Куваев (КПРФ).
       Наконец кодекс приняли в предпоследней редакции. А два года назад президент Владимир Путин наложил на него вето, указав на недостатки, нарушающие права человека. У него были претензии к нескольким главам, но к двенадцатой (автомобильной) — не было. Создали согласительную комиссию.
       В нее вошли депутаты обеих палат парламента, представители правительства и администрации президента. По регламенту при таких обстоятельствах можно дорабатывать и шлифовать только замечания президента. Но день за днем приходили генерал А. Якимов и примкнувший к нему депутат Николай Шаклеин и делали попытки «протащить» эвакуацию транспортных средств и ликвидировать запрет на инструментальный контроль. Не получилось. За несколько дней до нового, 2002 года Дума приняла кодекс без гаишных поправок, затем последовали утверждение в Совете Федерации и подпись президента РФ.
       Но не успели высохнуть чернила на подписи президента, как генералы Федоров и Якимов и депутат Шаклеин протрубили в СМИ о том, что кодекс плохой, полон противоречий и нуждается в доработке.
       Но ведь любой закон можно «доработать» только одним путем – внести в него изменения. И сделать это могут президент, парламент и правительство. Парламент свое слово сказал. Президент кодекс подписал. Остается правительство. Для того, чтобы премьер поставил свою подпись под поправками, нужны визы и докладные записки не только руководства ГИБДД, но и лично министра внутренних дел РФ. Так неужели генерал Федоров во имя хлебных статей вбивает клин между президентом и премьером, подставляя при этом самого министра?
       А вот те деньги, за которые идет борьба. Раньше техосмотр обходился автолюбителям в 15 рублей. Теперь инструментальный контроль – в 200 рублей. Если же коммерсант в комбинезоне сочтет, что у вас маловато давления в шинах или не тот угол света в фарах, то приедете еще раз и в очередной раз принесете квитанцию на 200 рублей. Этот бандитский счетчик может крутиться до бесконечности, пока водитель не поймет, что нужно вымогателю заплатить. И ставки известны: за «Жигули» или «Москвич» – 100 долларов, за «Мерседес» или дорогой джип – 500 долларов. Возьмем минимум – 100 долларов. Умножим на 50 миллионов машин, бегающих по дорогам России. И получится, что 5 миллиардов долларов в год крутится вокруг только одной статьи кодекса. При таких цифрах демагогией и мишурой кажутся слова гаишных генералов, что аварийность растет из-за кодекса. Кодекс здесь ни при чем.
       При любом кодексе взятки давали и будут давать. Только каждая репрессивная статья будет увеличивать их сумму.
       Последний пример. При нынешнем кодексе при сумме штрафа за среднее нарушение ПДД, скажем, в 200 рублей гаишнику дают 100 рублей, чтобы сэкономить время, не составлять протокол и не бегать по сберкассам. При старом кодексе во времена начисления штрафных баллов при штрафе в те же 200 рублей взятка составляла уже 400 рублей, чтобы не начислять штрафные баллы, ибо 15 баллов в течение года – лишение водительских прав, а по окончании срока – переэкзаменовка.
       Хождения генералов по Думе и Белому дому и засады в кустах на трассе, коммерсанты с эвакуаторами преследуют одну цель: официально или неофициально выкачать деньги из автолюбителей.
       

     
       
МОДЕМ ИСТИНЫ
       
       Светлана
       На самом деле России еще очень долго идти к действительно цивилизованному обществу: безусловно, это касается в первую очередь «властных» структур. Беспредел с их стороны просто провоцирует обратную реакцию. Если власть сама не соблюдает правила, которые сама и пропагандирует, о чем вообще может идти речь! Сейчас гаишники, прошу прощения за грубость, — это самые обычные рэкетиры, точнее сказать, для гаишников рэкет на дорогах стал обычной заработной платой!
       
       auto
       Брать взятки будут до тех пор, пока их будут давать. Если бы захотели, с этим давно бы покончили. Подсадная утка — вымогательство на месте — поимка с поличным — наручники — небо в клеточку — солнечный Магадан. Только никто это делать в России не будет, т.к. иначе не будет, отчего ныть и на что жаловаться.
       
       ment
       Платите нормально, и не будут халтурить. А бандитов среди олигархов больше, чем в милиции. И Россию нечего ругать — это вы ее сделали такой. Но вы, как цветы сорванные, без корня покрасуетесь на вершине власти и завянете, и память о вас сотрет время. А мы, русские, переживем это иго… и Россия, разворованная, заплеванная вами, снова будет наша.
       
       Дядя Степа
       Дело не только и не столько в милиции и ГАИ, а в той государственной структуре, что сейчас существует в России. Коррумпированному государству честные, соблюдающие закон органы правопорядка не нужны, так как они представляют опасность для такого государства.
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera