СюжетыОбщество

СКРОМНЫЕ ГЕРОИ ПРИВАТИЗАЦИИ

Этот материал вышел в номере № 82 от 04 Ноября 2002 г.
Читать
Имена их известны, подвиги оценены по заслугам Ценное кадровое приобретение сделала недавно Тюменская нефтяная компания. В стройные ряды ее энергичных руководителей влился Сергей Васильевич Бурков – личность, малоизвестная широкому кругу...

Имена их известны, подвиги оценены по заслугам

Ц

енное кадровое приобретение сделала недавно Тюменская нефтяная компания. В стройные ряды ее энергичных руководителей влился Сергей Васильевич Бурков – личность, малоизвестная широкому кругу общественности, но широко известная в узких кругах. Бывший депутат, председатель Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности Госдумы, а до самого недавнего времени — начальник сводно-аналитической инспекции Счетной палаты РФ, Сергей Васильевич Бурков перекочевал в частный бизнес – стал директором департамента внутреннего аудита ТНК. Той самой компании, законность приватизации которой он лично проверял. А проверив, не нашел никаких нарушений.

Счетную палату зачастую сравнивают с существовавшим во времена СССР Комитетом народного контроля (КНК) – организацией могущественной, если не сказать всесильной. Люди в Комитет народного контроля приходили только проверенные. Приходили, само собой, из партийных органов или, к примеру, из Госплана. Потрудившись на рядовых постах в КНК, отдав все силы борьбе за сохранение и эффективное приумножение социалистической собственности, шли еще выше – в прокуратуру, МВД или Минюст. Такова была отлаженная десятилетиями схема чиновной карьеры.

46-летний Сергей Васильевич Бурков к высокому посту в Счетной палате шел примерно тем же путем, но с должностей пониже. Инструктор общества «Знание», преподаватель в Кузбасском политехе, советник по экономическим вопросам Кемеровского облсовета народных депутатов, возглавляемого Аманом Тулеевым. Лишь в 1993—1995 годах он дошагал до поста депутата, председателя Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности Госдумы, перебравшись затем повыше – в кресло начальника сводно-аналитической инспекции Счетной палаты.

Между тем традиционного, описанного выше развития карьера Сергея Васильевича Буркова не получила – в сентябре этого года он вдруг занял ответственный пост директора департамента внутреннего аудита ТНК, о чем не преминул в подробностях рассказать в недавнем интервью интернет-изданию Gazeta.Ru.

Департамент внутреннего аудита сегодня есть практически в каждой крупной российской компании. Задачи такого подразделения масштабны, в общих чертах они сводятся к выстраиванию системы эффективного внутреннего контроля за производственной и финансовой деятельностью компании, что подразумевает доступ к ее самым сокровенным тайнам. Доверить это направление по определению можно лишь самому проверенному, своему в доску человеку. Для ТНК таким человеком стал Сергей Васильевич Бурков. Почему именно он?

Возвращаясь к совсем недавнему прошлому, надо сказать, что история приватизации ТНК всегда была предметом особого внимания со стороны Счетной палаты. Палата, в частности, проверяла исполнение обязательств ЗАО «Новый холдинг» (представлявшего интересы «Альфа-групп») в качестве победителя инвестиционного конкурса по продаже 40% уставного капитала ОАО «ТНК» в июле 1997 года.

Проводила Счетная палата и проверку сделки по продаже 49,8% акций Тюменской нефтяной компании на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями в декабре 1999 года с целью оценки обоснованности начальной цены пакета акций ТНК, цены его продажи, а также выполнения инвестиционных условий конкурса.

Несмотря на то что обе сделки в свое время вызвали оглушительно скандальный резонанс в обществе, Сергей Васильевич Бурков в своем интервью вспоминает сегодня об этом так:

— В 1997 году было жесткое заключение со стороны Счетной палаты. Уголовные дела поднимались прокуратурой, но все они были закрыты. Там были нарушения, и мы ничего не сглаживали. Если возьмете обсуждение на коллегии Счетной палаты, то тогда было особое мнение Кармокова и Соколова, который возглавлял наше направление, где акцентировались нарушения. При Степашине была вторая проверка. Конкуренты были обеспокоены тем, что якобы ТНК не выполнила инвестиционную программу по второму конкурсу. Эту проверку тоже проводил я. Выяснилось, что ТНК выполнила все условия. И я отметил это на коллегии как один из немногих случаев.

Как видим, столь благостное отношение бывшего начальника сводно-аналитической инспекции Счетной палаты к вопросу скандальной приватизации ТНК было по достоинству оценено ее владельцами, допустившими, повторим, Сергея Васильевича Буркова к святая святых – руководству департаментом внутреннего аудита нефтяной компании.

Ну да ладно. В конце концов, это право человека – выбирать себе любую работу. Смущает, правда, еще одно обстоятельство. В том же своем интервью Сергей Васильевич Бурков не исключает, что, отработав в частном бизнесе, вернется на госпоприще. Кто знает, может, в ту же Счетную палату. Следить за эффективностью продаж государственной собственности. Или снова защищать ее новых хозяев.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow