Сюжеты

ЭКОНОМИЯ НА БЕНГАЛЬСКИХ ОГНЯХ

Этот материал вышел в № 82 от 04 Ноября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Леонид Андреев. «Тот, кто получает пощечины». Режиссер – Райя-Синикка Рантала (Финляндия). В главной роли – Виктор Гвоздицкий (МХАТ им. А.П. Чехова) Цирк в театре и бенефис в бенефисе! Фабула пьесы вращается вокруг бенефиса цирковой...


Леонид Андреев. «Тот, кто получает пощечины». Режиссер – Райя-Синикка Рантала (Финляндия). В главной роли – Виктор Гвоздицкий (МХАТ им. А.П. Чехова)
       

  
       Цирк в театре и бенефис в бенефисе! Фабула пьесы вращается вокруг бенефиса цирковой наездницы Консуэллы (Екатерина Соломатина) – она же Вероника, дочь графа Манчини (Станислав Любшин).
       А клоун Тот — «Тот, Кто Получает Пощечины» – не клоун, а философ, скрывший под цирковыми белилами и грубым синим гримом рухнувшую судьбу и украденную идею.
       Спектакль МХАТа поставлен к 50-летию Виктора Гвоздицкого. «Тот, Кто Получает Пощечины» – идеальная роль для гротескного и романтического актера с точной пластикой, с тысячью саркастических ужимок и интонацией, прихотливой, как линия либерти...
       Гвоздицкий – Пушкин в давнем, легендарном моноспектакле Камы Гинкаса. Гвоздицкий – человек Серебряного века, загнанный в скудную и грубую клетку коммунальной бодрости конца 1920-х годов в «Нищем» Юрия Олеши (театр «Эрмитаж», постановка Михаила Левитина)… Гвоздицкий – цветаевский Казанова в спектакле «Эрмитажа», лучший цветаевский Казанова в Москве, мечущий реплики «Приключения», как цирковые ножи, жгущий на открытом огне тысячу любовных писем.
       На каждое, скомканное и брошенное в огонь, у него были свой жест и своя интонация… играли пурпурные пантуфли, играл даже ночной колпак!
       …Наконец, Гвоздицкий – старый Хозяин музыкального магазина, философ и маг в недавнем спектакле МХАТа по Милораду Павичу «Вечность и еще один день». Его дуэт с Егором Бероевым (Петкутин) стал лучшей сценой спектакля. Третьей, равноправной их партнершей оказалась декорация Валерия Левенталя – черепичные крыши, беленые стены, связки перца и старые скрипки на перекрестке горного городка. Эта сцена грела душу, как сербские песни и старая вишневка…
       Гвоздицкий – эксцентрик. И роль декадентского клоуна-философа – его роль.
       Старая жгучая мелодрама эпохи последних ницшеанцев и первых танго – со всеми ее львами, розами, опилками, клоунскими гармошками, балахонами Пьеро, зловещими Посетителями в Черном, репликами «О, как я вас ненавижу!», предсвадебным шампанским с кладбищенским привкусом миндаля, отдаленным сходством с жестоким романсом лучшего русского Пьеро «Хоронили Магдалину, цирковую балерину…» – могла б быть согрета любованием и иронией театра.
       Тут каждая маска (Директор Цирка, Хищная Укротительница, Влюбленный Жокей, Коверные) дает блестящий повод для гротескного актерского соло. Но не часто приходится встречать столь серьезное и обстоятельное отношение к цирку, как в этой премьере МХАТа.
       «Костюмы к спектаклю любезно предоставлены Городским театром Лахти (Финляндия)» – сообщает программка. (Райя-Синикка Рантала прежде ставила там эту пьесу Андреева.) Костюмы добротны. Но дух экономии цвета, жеста, драйва, глицериновых слез и осколков фарфорового кукольного сердца царит на сцене. Экономия на спичках обычно не ведет к добру. Не ведет к нему и экономия на фейерверках.
       Искру этого фейерверка каждый, вероятно, должен был бы высечь из самого себя. Но бенефис Виктора Гвоздицкого то и дело кажется его моноспектаклем. Юбиляр, возможно, вправе вспомнить резюме Дюма-пэра после некоего приема: «Не будь на этом обеде меня – я бы на нем скучал…».
       И лишь в замечательных дуэтах с Владимиром Кашпуром – старым, многоопытным клоуном Джимом Джексоном, дуайеном этого шапито, – вспыхивает тот самый фейерверк, которого ждешь.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera