Сюжеты

ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА: ОБЩЕСТВО, ВЛАСТЬ, БИЗНЕС

Этот материал вышел в № 84 от 14 Ноября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Если Интернет станет повседневной реальностью в России, то моментально исчезнет множество проблем Преуспевает тот, кто владеет ресурсами. В XXI веке — веке информационных технологий — основной путь к успеху лежит через обладание...


Если Интернет станет повседневной реальностью в России, то моментально исчезнет множество проблем
       
       Преуспевает тот, кто владеет ресурсами. В XXI веке — веке информационных технологий — основной путь к успеху лежит через обладание информацией, а самый эффективный доступ к ней — Интернет. Интернет, как и сама жизнь, предоставляет бессчетное количество возможностей: это не только громадная база данных, это способ общения, мгновенная передача информации, что для нашей страны с ее расстояниями тем более важно.
       В России последовательно и целенаправленно внедрением Интернет-технологий в образование занимается Федерация Интернет Образования (ФИО). Она была создана по инициативе нефтяной компании ЮКОС в 2000 году и работает над тем, чтобы потенциальные пользователи (которыми, безусловно, являются все школьники и учителя) могли выбирать из всего, что предлагает всемирная паутина, самое полезное и нужное для образования. Необходимо подчеркнуть, что ФИО — некоммерческая организация, никто не зарабатывает на этом деньги, ибо работники Федерации Интернет Образования глубоко убеждены, что образование было и остается прежде всего инвестиционной сферой. Сегодня в российских школах работают удивительные люди, которые трудятся отнюдь не за зарплату, потому что их заработок, увы, не соответствует той отдаче, которую требует от них профессия. И таким людям надо помогать в их стремлении повысить свой профессиональный уровень. Вчерашний день прошел, да и сегодняшний почти закончился, а как наша школа может вступить в день завтрашний, если до сих пор есть учителя, которые просто боятся включить компьютер, не знают, с какой стороны к нему подойти? Но это не их вина, большинство учителей получили дипломы еще в советских вузах. Поэтому Федерация Интернет Образования и выбрала своими основными слушателями именно эту аудиторию — педагогические кадры, которые создают так называемую точку роста нашей страны. На сегодняшний день в центрах ФИО прошли обучение более 40 тысяч педагогов из всех российских регионов.
       С 21 по 23 ноября Федерация Интернет Образования проводит в Санкт-Петербурге Вторую Всероссийскую научно-практическую конференцию «Российская школа и Интернет», а 22 ноября на международном образовательном форуме «Инновации в образовании, Интернет и личность» к участникам конференции присоединятся известные российские и зарубежные политики, ученые, общественные деятели. Тематика конференции и форума — комплексное рассмотрение вопросов информатизации образования.
       На наши вопросы о деятельности Федерации Интернет Образования согласился ответить ее Ответственный секретарь, кандидат психологических наук Сергей МОНАХОВ.
       
       — Прежде чем начать наш разговор, необходимо договориться, что мы понимаем под Интернет-образованием. Когда мы в начале нашего пути пытались найти какое-то уже существующее определение, ничего не вышло, — оказалось, что в современной российской педагогической науке такого определения пока нет. Поэтому мы нашли свое определение: Интернет-образование — это внедрение в образование Интернет-технологий.
       — Неужели до этого ничего аналогичного в нашей стране не предпринималось в этом направлении?
       — Безусловно, что-то делалось, нельзя сказать, что была выжженная земля и ничего кроме. Однако до 2000 года в таких масштабах, с применением системного, последовательного подхода именно по обучению учителей информационным технологиям, в России ничего не предпринималось.
       — Каково на сегодняшний момент состояние информатизации образования в России?
       — Состояние пока, мягко говоря, не самое лучшее. Основные проблемы — это недостаток сетевого оборудования, компьютерной техники в российских школах, отсутствие системы в электронном образовательном кантенте. И, конечно, одна из основных проблем – состояние связи. При этом ситуация с той же связью была, да и остается неравномерной: в одном регионе — связь более или менее, а в соседнем на несколько порядков хуже. Если говорить о кантенте, то в Рунете есть много информации по разным предметным областям, но она плохо систематизирована – нет рубрикаторов, каталогов, справочников и т.д., все это существенно осложняет поиск образовательных ресурсов, а иногда и вовсе делает невозможным доступ к нужной информации. Такое состояние дел препятствует продуктивной работе учителей, повышению уровня их квалификации, умению ориентироваться в информационном образовательном пространстве.
       — Какая-то мрачноватая картина получается.
       — Да, положение не из легких и является результатом многолетнего накапливания проблем в российском образовании. Но мы — эволюционные оптимисты и уверены, что ситуация изменится и уже начинает меняться к лучшему. Оптимизм нам внушает то, что на сегодняшний день видна отчетливая динамика решения проблемы информатизации образования в нашей стране. Практически во всех регионах, где мне удалось побывать, а это почти полстраны, в независимости от их экономического состояния есть свои программы информатизации. На федеральном уровне идет реализация программ оснащения школ техникой, развития телекоммуникаций.
       — А что необходимо сделать региону, чтобы попасть в фокус внимания Федерации?
       — Как правило, к нам обращаются главы администраций регионов с предложением открыть у них региональный центр ФИО. И надо сказать, местные власти достаточно активно работают с нами и эта активность нарастает. Для нас особенно важно то, что идет динамичное развитие сотрудничества с органами власти в тех регионах, где уже действуют центры ФИО.
       — Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, вкратце, как происходит работа с учителями с момента их попадания в ваш обучающий центр?
       — Мы стараемся сделать так, чтобы, попав в наш центр, слушатель мог максимально сосредоточиться на освоении новых для него знаний и навыков. Мы полностью оплачиваем все расходы, связанные с обучением. Иногородним слушателям мы оплачиваем также проезд, проживание и трехразовое питание.
       — Расскажите, пожалуйста, об учебных программах, которые предлагаются слушателям в вашем обучающем центре.
       — Две основные программы — это «Интернет-технологии для учителя-предметника» и «Тьютор Интернет-образования». Обе программы сертифицированы Министерством образования России. Пройдя по ним обучение, наш выпускник получает удостоверение государственного образца о повышении квалификации. Третья программа — «Интернет-технологии для администратора образовательного учреждения» — предназначена для управленцев. Есть отдельные «факультативные» программы, например, для журналистов, работников социальной сферы и т.д.
       — У обучающих центров Федерации Интернет Образования достаточно большая пропускная способность – каждый центр готовит более тысячи учителей в год. Удается ли Федерации в дальнейшем поддерживать связь со своими выпускниками, наблюдать за их работой?
       — Обратная связь с выпускниками — это вторая для нас по значимости, после обеспечения качества обучения, задача. Она решается достаточно просто, если в школе нашего выпускника есть Интернет. Если его нет, а таких случаев немало, решение становится более сложным. Поэтому одно из важных направлений в работе ФИО — развитие клубной деятельности учителей. Мы стремимся к тому, чтобы каждый наш региональный центр был не только образовательной площадкой, но и клубом, местом, где во внеурочное время учителя могли бы общаться, обсуждать свои профессиональные проблемы, заниматься проектной работой. В значительной степени на поддержку обратной связи работают проводимые ФИО на федеральном и региональном уровнях конференции, выставки, олимпиады и т.д. Мы продолжаем поиск новых подходов и форматов работы с нашими выпускниками.
       — Федерацией Интернет Образования был реализован ряд уникальных проектов, среди них — обучение преподавателей религиозных учебных заведений. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее. Как родились такие проекты и какая подобная работа планируется Федерацией в ближайшем будущем?
       — У каждого из этих проектов — своя история возникновения. А причина одна — для нас обучение педагогов носит уже производственный характер, мы это понимаем и находимся в постоянном поиске новых ее направлений. Мы продолжаем работу с религиозными конфессиями, так как считаем, что религиозное образование играет заметную роль в построении в России гражданского общества.
       — Как это связано с основной деятельностью ФИО?
       — Напрямую — мы абсолютно не уходим от основной философии нашей организации, от ее ключевой направленности. Наш главный клиент — прежде всего школьный учитель, независимо от того, какой предмет он преподает. Это тоже учителя, только учителя религиозных учебных заведений. Ведь каждая религия, будь то христианство, ислам, иудаизм или буддизм, по сути своей глубоко гуманна и толерантна к другим вероисповеданиям. Надо сказать, что межконфессиональный поток стал ярким тому подтверждением. Ведь вместе проходили обучение священнослужители Русской православной школы, исламские учителя, раввины и буддийские ламы. Одним из предложений выпускников этого потока стало создание межконфессионального Интернет-портала, посвященного истории мировых религий.
       В апреле этого года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II одобрил начинания в области освоения богословскими учебными заведениями Интернет-технологий по программам ФИО, а учебный комитет РПЦ уже направил нам первую заявку на обучение в нашем Алтайском центре преподавателей Барнаульского духовного училища. Мы уверены, что процесс освоения Сети на всех уровнях и во всех сферах общественной деятельности уже не остановить.
       — Каким же образом Интернет впишется в рамки российского образовательного процесса?
       — Интернет – это прежде всего инструмент, он дает возможность получения информации. Основная наша задача — при помощи Интернет-технологий сделать так, чтобы учитель и школьник, ребенок, подросток осмысленно осваивали пространство Интернета, умели находить нужную им образовательную, развивающую информацию, могли эффективно ее использовать. Государственная система образования в любом случае будет подвержена изменениям. Почасовая, «урочная» система занятий в школах рано или поздно будет трансформироваться в сторону большей вариативности, самостоятельности, творческой деятельности школьника, в основе которой будут лежать прежде всего поиск, использование и создание информации. Это уже сейчас происходит, но пока носит не вполне системный характер.
       — А как быть с тем, что молодежь не воспринимает пространство всемирной паутины как источник серьезной информации, источник образования, а видит в ней скорее средство развлечения?
       — Да, это одна из важных проблем, которую мы в том числе пытаемся своей деятельностью решить. Для школьника Интернет — прежде всего среда обитания, погружаясь в нее, ребенок чувствует себя комфортно, ему там нравится. Для учителя же Интернет в первую очередь — предмет изучения, познания. Учитель и школьник, взрослый человек и ребенок — два различных миропонимания, два разных мира, и если учитель не знаком с миром школьника, он просто рефлекторно может начать ему противодействовать. Задача в том, чтобы никакой преграды между ними не существовало, тогда учитель будет в состоянии воспитывать и направлять ребенка, формируя адекватное отношение к современному миру, его возможностям. Вот мы и работаем в этом направлении.
       — И последний вопрос: Сергей Владимирович, какова же перспектива развития Интернета в российской системе образования и каковы ваши планы в связи с этим?
       — Интернет будет иметь огромное значение, которое даже на сегодняшний день сложно полностью оценить. Непреложно одно — если Интернет станет повседневной реальностью в России, то моментально исчезнет множество проблем, например, огромные просторы нашей родины перестанут быть помехой на пути движения информации. С точки же зрения образования – это как минимум выравнивание образовательных возможностей и повышение качества самого образования.
       Интернет — объективное явление на сегодняшний день, в мире невозможно существовать без него. Надо максимально использовать все, что предоставляет Сеть не только для эффективного развития образования, но и для повышения уровня культуры нашего общества, повышения его благосостояния. Мы стараемся делать здесь все, что от нас зависит. Обучение новым информационным технологиям, расширяющим возможности учителя во столько раз, во сколько он сам этого захочет, — мощнейший стимул для педагогического творчества.
       Если же говорить в целом, то впереди у Федерации Интернет Образования — новые проекты, общая цель которых – помочь России стать мощной, высокотехнологичной державой.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera