Сюжеты

ДЖАЗ И Т.Д.

Этот материал вышел в № 84 от 14 Ноября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Индивидуальная Трудовая Деятельность Андрея Макаревича Макаревич не очень любит журналистов. Почему – точно не знаю. Думаю, потому, что они стремятся все определить, назвать, проанализировать, обобщить. Журналисты предпочитают...


Индивидуальная Трудовая Деятельность Андрея Макаревича
       
       Макаревич не очень любит журналистов. Почему – точно не знаю. Думаю, потому, что они стремятся все определить, назвать, проанализировать, обобщить. Журналисты предпочитают определенность.
       А на свете мало вещей однозначных.
       Вот и новый сольный альбом Макаревича «И т. д.», записанный вместе с «Оркестром креольского танго», уже окрещен джазовым. Прежде всего из-за состава музыкантов – джазменов отличных московских бэндов «Папоротник», «Игорь Бойко Бэнд» и группы «Квартал». Из-за живых инструментов, звучащих в альбоме, – рояля, контрабаса, аккордеона, трубы. Из-за аранжировок. Наконец из-за того, что Андрей Макаревич, всегда любивший традиционный джаз и никогда его не певший, исполнил свои песни в ключе джазового мейнстрима.
       И все-таки «И т. д.» многозначен. Там намешаны неравные доли джаза и авторской песни, шансона и латины, вальса и свинга. В альбоме звучит скрипка – инструмент, не типичный для джазовой музыки. Есть «Песенка про счастье» — кадриль с аккордеоном. Нет никакого электричества, а в композиции «Нашим лодкам» использована палочка, которая делает дождь, – rain stick. Там есть «Музыкант» Булата Окуджавы и слово «трахаться» в одной из песен. Словом, альбом «И т. д.» – это попурри, смешение жанров, многоцветная мозаика. Очень качественно сделанная. Кусочки разные, но хорошо подобранные друг к другу.
       Так всегда бывает, когда Андрей Макаревич работает один, без «Машины времени». Последние восемь лет у музыканта групповой альбом чередуется с сольным.
       «Оркестр креольского танго» – это случайный коллектив, совпавший, как та мозаика, неожиданно хорошо. Каждый из них – сложившийся музыкант. У каждого свой характер, чутье и особенности восприятия материала. И они сыгрались. Так могут поладить только очень профессиональные исполнители.
       У Макаревича сбылись три мечты: спеть джаз, спеть без гитары и спеть Окуджаву. Был «Музыкант» «в стиле кабаре тридцатых годов – таком сочетании иронии и жалости».
       Была песня «Через стекло», написанная год назад.
       «Это моя конкретная реакция на эту программу. Общественное сознание деградирует с пугающей скоростью…»
       Было еще кое-что новое, как мне показалось. Хотя автор текстов обитает в прежней своей стилистике – начала и дороги, движения и поиска, кораблей и весел, – у Макаревича появились какие-то новые ощущения. Он меняет причалы, пристает к новым берегам. Ищет счастье и понимает, что оно – в коробке с фантиками, закопанной под старой вишней. Он пропадает между «здесь» и «нигде». Знает, что мир не щадит никого. И время все дальше относит его от славных семидесятых, и оттого тоскливо. И нет многих достойных. Те же, что кругом, плодят пошлость. А это плевок в вечность.
       Кабак назвали эстрадой, а блатняк окрестили шансоном,
       Фанера в зубах весьма повышает удой.
       Джанис Джоплин однажды сказала мне, что не хотела бы стать Мадонной, –
       Она знала все и предпочла умереть молодой…
       Есть у нового Макаревича эта ностальгия по делам давно минувшим.
       Но признать, что все главное позади, — это старость. А он не собирается на покой. Да и вообще, у него свои счеты со временем.
       И из названия альбома ясно, что это не конец. Потому что все-таки «жизни на свете чуть больше, чем смерти, и света на свете чуть больше, чем тьмы».
       Продолжение последует. Непременно.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera