Сюжеты

ДЕВОЧКА НА ШАРЕ, «СЕКСУС» И ВЕНУС

Этот материал вышел в № 84 от 14 Ноября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Спектакль «Venus» – новая постановка Театральной компании Сергея Виноградова – привлекает общественность двумя звездными именами: легендарного провокатора Генри Миллера и «первой леди» российской гимнастики Светланы Хоркиной. Режиссер,...


       
       Спектакль «Venus» – новая постановка Театральной компании Сергея Виноградова – привлекает общественность двумя звездными именами: легендарного провокатора Генри Миллера и «первой леди» российской гимнастики Светланы Хоркиной.
       Режиссер, очарованный тем, как Хоркина покорила Атланту, предлагал ей заглавную роль еще в 1996 году.
       Для дебюта выбрана история последней любви «Катулла ХХ века». Начинающая киноактриса Бренда Венус хочет познакомиться с Генри Миллером. Она посылает ему фотографии, он пишет ей около 4000 писем. Ему – 85, ей – двадцать с небольшим. Эпистолярный роман продолжится пунктиром встреч и станет первой платонической страстью скандального эротомана. Юность Бренды продлит (по словам очевидцев) жизнь Миллера, а после его смерти она издаст книгу писем «Милая, милая Бренда», на основе которой и написана пьеса Сергея Виноградова. На премьеру из Америки прибыла настоящая Бренда Венус.
       На сцене – два Генри, одна Бренда и вереница прежде любимых писателем женщин. Александр Парра на инвалидной коляске – измученный артритом, страдающий от избыточного, ноющего тела Миллер, который верит, что только три женщины в день спасут его от немощи. Утонченно-невесомая Бренда порхает вокруг и дразнит глаз. Сложно поверить, что этой хрупкости окажется по силам носить любовника на руках – а ведь будет и такая сцена: изящная Хоркина покачивается под тяжестью надувного мячика, символизирующего коляску со стариком. И если каждая спортивная программа виртуозной Хоркиной становится произведением искусства, то драматический дебют смотрится трогательным пластическим этюдом. Нереально хрупкую, почти прозрачную фигуру актрисы то уносит облако белого газа, то обтекает изумрудный шелк, а тонкие шпильки едва касаются пола.
       Шамкающий Миллер пытается соответствовать, остаться Казановой: вымаливает свидания и прячет Бренду за занавеской от не менее юной любовницы-китаянки, с ворчанием проговаривает комплименты и принимается кокетничать. Счастье всей жизни – на расстоянии вытянутой руки, но дотрагиваться можно только до собственных воспоминаний. Прежние музы оказываются ближе: школьная нимфетка, певица из кабаре, соратница, жена, китаянка. А в центре шального парижского угара – молодой, нищий и чертовски жадный скорее до радостей жизни, чем до творчества, Миллер в исполнении Сергея Виноградова.
       В одной из финальных сцен почти четырехчасового действа Бренда окажется неподвижно лежащей на теннисном столе – как прекрасная Галатея или механическая героиня из романа Олеши. И ни молодой, ни старый Миллер не смогут найти диалог с застывшей орхидеей. От юного Генри некрасиво, с истерикой уходит жена: слишком грязными словами он срисовал с нее Мону в «Тропике Рака». Слушая сладострастный монолог немощного Генри и скидывая маленькое черное платье, Бренда силится понять: откуда берутся скабрезные фантазии утонченного интеллектуала? В изысканных нарядах по сцене кружатся недолюбленные женщины, по стенам пляшут незабытые тени, ни одна из которых уже не имеет власти над усталым рассудком. И даже если на самом деле в последней женщине Миллера вдруг сбылись самые несбыточные его мечты, на сцене остаются несчастными оба Генри. Ни одна из вдохновлявших Миллера женщин так и не услышала надрывного крика о том, что художнику надо не богопочитание, а всего лишь понимание. В Париж, в сладкое прошлое отправит Миллер свою Бренду. Он догонит ее с другой стороны времени, и тело наконец-то примирится со словом: под конец спектакля покажут кинохронику с живым Миллером.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera