Сюжеты

ПИАР ВОЙНЫ

Этот материал вышел в № 86 от 21 Ноября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Единственный раскрученный бренд наших политиков — чеченская кампания. Поэтому они все делают для того, чтобы мы выбирали не пепси Советский Союз оставил такое наследство, которое можно будет эксплуатировать до окончательной смены...


Единственный раскрученный бренд наших политиков — чеченская кампания. Поэтому они все делают для того, чтобы мы выбирали не пепси
       

   
       Советский Союз оставил такое наследство, которое можно будет эксплуатировать до окончательной смены поколений. Подавляющая часть наших сограждан до сих пор не имеет привычки к самостоятельному осмыслению действительности. И не их в том вина: десятки лет наше население, за редким исключением, не несло личной ответственности за свою судьбу. А потому отказывалось отвечать за судьбу государства (это была привилегия номенклатуры).
       С тех пор положение мало изменилось. В современной России можно легко, за два месяца и без особых затрат, объяснить населению огромного региона, что не имевший к нему раньше никакого отношения человек накормит всех пятью хлебами. А местный конкурент — бездарь. Так было с выборами Лебедя в Красноярском крае и много где еще.
       Но внушение нужного образа пастве – задача давно освоенная. Куда сложнее внушить и постоянно поддерживать в головах убеждения.
       Большевики и нацисты первыми осознали необходимость тотальной пропаганды для внушения идей. Перед немецкими специалистами стояла задача невероятной сложности. Используя только радио, прессу и кинохронику, они должны были во главе с Геббельсом доказать всему обществу, что уничтожение миллионов есть промысел божий, обращение их в рабство – барский подарок, немецкое превосходство – закон природы.
       В тот период были совершены первые открытия в психологии массового сознания. После войны они были развиты и поставлены на службу бизнесу в области рекламы и политической пропаганды. Родились телевидение, цифровые технологии и интернет, охватившие всю планету. Но тотальная пропаганда в цивилизованном мире исчезла как особый род преступления против человечности. Однако в развивающихся странах она и сегодня — не редкость. Как геноцид и этнические чистки. Именно по наличию тотальной пропаганды в России судят об уровне нашей цивилизации.
       Некоторые особенности российской политической машины удручающе напоминают отдельные элементы этого устройства для промывания мозгов. Охват и доля аудитории государственных телеканалов, тиражи печатных изданий, принадлежащих органам исполнительной власти всех уровней, неестественная монополия на рекламу, принадлежащая самому министру Лесину, – в автократической Индонезии, например, ничего подобного нет.
       Методика воздействия этой машины на собственное население — наследница тотальных конструкций довоенной постройки. Но построена она с учетом современных рекламных технологий.
       Одна из задач соратников президента – постоянно доказывать необходимость войны в Чечне. На практике это проще, чем доказать неотложность жилищно-коммунальной реформы. Здесь используется технология рекламы любой раскрученной марки товара.
       Обладая давней известностью, запасом прочности в сознании потребителя, «Жиллетт», «Кока-Кола» или «Паркер» в отличие от новых брендов нуждаются лишь в регулярном обновлении своего образа в массах.
       Не реже раза в квартал государственные эксперты и чиновники с заданной планом последовательностью находят в деятельности боевиков новые грани. «Кока-Кола» регулярно меняет лозунги, реже — форму бутылки, но химический состав ее не менялся со дня основания компании. Группа товарищей, пришедшая к власти на гребне войны, отталкиваясь от терактов, переписи населения или свар между чеченскими кланами, раз в сезон, а то и чаще выдает нам очередные планы замирения, прогнозы разной длины и даже меняет глобальную картину мира. Но как формула знаменитого напитка, неизменно их кредо: война должна продолжаться.
       В лоб этого не говорят, война неизбежно вытекает из их построений. Но и «Кока-Кола» никогда не говорит, что она лучше «Пепси». Это вытекает из ее рекламы. И как имиджевые рекламные кампании закрепляют победу над конкурентами и сверхвысокие доходы мировых монополий, так и регулярное обострение государственной пропаганды чеченской кампании призвано закрепить доходы победившего клана и создать ему преимущества в преддверии грядущего передела нашего главного рынка – выборов президента Российской Федерации.
       Ведь это тоже вполне рыночный продукт по нынешним временам.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera