Сюжеты

ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ

Этот материал вышел в № 86 от 21 Ноября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Новый спорт: четыре сотни подростков из 25 стран методично отстреливают друг друга из всех видов оружия Если «квакеры» у вас ассоциируются не то с религией, не то с политикой, «кланы» — не то с политикой, не то с мафией, а туннельный...


Новый спорт: четыре сотни подростков из 25 стран методично отстреливают друг друга из всех видов оружия
       

  
       Если «квакеры» у вас ассоциируются не то с религией, не то с политикой, «кланы» — не то с политикой, не то с мафией, а туннельный синдром кистей рук и синдром «мышиного укуса» вообще ни с чем не ассоциируются, то вы точно не киберспортсмен. Вам, с одной стороны, повезло — не нужно тренироваться за компьютером по много часов в день, отстреливая монстров в «Quake3» или террористов в «Counter Strike». Но вместе с тем у вас нет ни одного шанса победить на чемпионате мира по компьютерным играм, покрыв себя славой чемпиона-киберспортсмена со всеми вытекающими последствиями. Вам остается только радоваться за «кланы», то есть команды своих соотечественников, не первый год побеждающие на международных соревнованиях «квакеров» (от названия компьютерной игры «Quake»).
       Вряд ли об очередной победе игрока из Екатеринбурга по имени b100-death на турнире профессиональной федерации киберспорта в 2001 году каким-то образом узнали отечественные спортивные чиновники. Но через пару месяцев их стараниями Россия стала первой в мире страной, признавшей компьютерные игры официальным видом спорта. Согласно приказу
       № 449 от 25 июля 2001 года Комитет РФ по физической культуре включил компьютерный спорт в перечень видов спорта для введения в государственные программы физического воспитания населения и рекомендуемый для развития.
       Хотя, на мой взгляд, смысл этого постановления в чем-то сродни рекомендации интернету развиваться — население и так давно почти поголовно играет. Единственным значительным результатом стало создание Федерации компьютерного спорта России. В итоге про победу наших ребят на шумном чемпионате по компьютерным играм в Корее в начале ноября сообщили все крупные СМИ, правда, пока что не в рубрике «спорт».
       В программу этого чемпионата включены, помимо, извините за выражение, «стрелялок», футбол (разумеется, компьютерный) и пара игр-стратегий. Правда, выглядит это словно заранее заготовленный ход — ответ на возможные упреки в пропаганде исключительно жестоких игр. Как ни странно, находится достаточно людей, которых ужасают четыре сотни подростков из 25 стран, методично отстреливающих друг другу головы из всех видов оружия, пусть даже в виртуальном пространстве и понарошку.
       Кстати, мнений по этому поводу – море. И с той и с другой сторон есть доводы хорошо оплачиваемых профессионалов-психологов, а всевозможные публичные люди вносят еще большую сумятицу радикальными заявлениями. Принц Чарльз недавно заявил, что «одна из величайших задач на сегодняшний день — отвлечь наших детей от компьютерных игр». Не повезло принцам Гарри и Вильяму…
       Тем не менее колесо шоу-бизнеса уже раскрутилось, и в декабре пройдет еще один Всемирный чемпионат по компьютерным играм. На этот раз в Техасе и, естественно, с другим основным спонсором. Там участников будет уже две тысячи, а соревнования будут проходить в зале площадью аж пять квадратных километров. Такой размах вряд ли могли представить себе организаторы одного из первых чемпионатов по самому первому «Quake» — «Red Annihilation». Главным организатором этого турнира пятилетней давности был небезызвестный автор игр «DOOM» и «Quake» Джон Кармак.
       Тогда он одним широким жестом создал первую легенду киберспорта (теперь ее шепотом пересказывают неопытным чайникам, не знающим, что такое «клан»). 21 июня 1997 года американец гонконгского происхождения Деннис Фонг выиграл турнир «Red Annihilation» и получил поставленную на кон Ferrari 328 GTS Джона Кармака. Это был триумф суперигрока Денниса по прозвищу Молотилка, с тех пор лишь однажды проигравшего на официальных соревнованиях. А что, кроме легенды и героя, нужно для начала бешеной популярности турниров «квакеров»?
       Август 1997 года ознаменовался первым турниром по «Quake» среди женщин. В финале некая Корнелия Такас («Kornelia-311») выиграла у Стиви Кейс («KillCreek»). Правда, Стиви не расстроилась и вскоре снялась для журнала Playboy, еще раз подтвердив близость разноплановых жанров в шоу-бизнесе. После выхода «Quake2» была создана лига профессиональных кибератлетов. Сейчас она объединяет 300 тысяч игроков из 30 стран. Ежегодный призовой фонд лиги составляет 400 тысяч долларов. А «Quake3 Arena», который был создан специально для игры по сети, моментально был включен в программу мировых чемпионатов. Лишь в прошлом году, впервые за пять лет, лидирующая позиция самой популярной онлайновой игры досталась не играм из серии «Quake», а «Counter-Strike».
       Осознать, насколько велик и необъятен этот мир «людей играющих», можно, заглянув на любой российский интернет-форум, посвященный играм. Особенно увлекают длинные и пространные рассуждения о том, как проводить командные тренировки «на местности». Такое впечатление, что у нас полстраны — квалифицированные сотрудники спецслужб. Ну или, по крайней мере, ими притворяются...
       Между тем идеолог компании ID Software, первоначальный владелец той самой легендарной «Феррари» Джон Кармак недавно заявил, что включается в одно из самых увлекательных соревнований наших дней. Пока миллионы «кибератлетов» (и тех, кто считает себя таковым, лишь бы не делать уроки) гробят зрение и приобретают болезненный туннельный синдром запястий, Джон нашел себе игру по душе. Речь идет о создании космического корабля, а здесь без высоких технологий не обойтись.
       Дело в том, что еще в 1996 г. группа бизнесменов из Сент-Луиса объявила о начале конкурса частных покорителей космоса. Победитель получит Икс-приз, денежный эквивалент которого составляет ни много ни мало 10 млн долларов. На него может рассчитывать команда ракетостроителей, которая до 2005 года без государственной поддержки сможет дважды в течение двух недель на одном и том же космическом корабле поднять на высоту 100 км экипаж из трех человек и безопасно вернуть его на землю. Сейчас разработкой самодельных космических кораблей занимается 21 команда из шести стран мира — Аргентины, Канады, Румынии, России, Великобритании и США. Член будущего экипажа американской команды – отец «DOOM» и «Quake», эксцентричный миллионер и вечно играющий Джон Кармак, сделавший себе имя и состояние на компьютерных играх. Возможно, он опять идет на шаг впереди всех, а у нас на глазах рождается новый астрокиберспорт.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera