Сюжеты

ДРУГИЕ — ОТ СЛОВА «ДРУГ»

Этот материал вышел в № 87 от 25 Ноября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

ВСЕ МЫ НЕМНОГО ЛОШАДИ, А ПЛОХИХ ЛОШАДЕЙ НЕ БЫВАЕТ Московский центральный ипподром. 27 октября 2002 г. Международный женский чемпионат наездниц. Проводится в десятый раз. Спонсор чемпионата — дочь известного конника, знатока ипподромного...


ВСЕ МЫ НЕМНОГО ЛОШАДИ, А ПЛОХИХ ЛОШАДЕЙ НЕ БЫВАЕТ
       

   
       Московский центральный ипподром. 27 октября 2002 г. Международный женский чемпионат наездниц. Проводится в десятый раз. Спонсор чемпионата — дочь известного конника, знатока ипподромного дела Исы Булатовича Караваева. С именем этого человека связана организация первого Московского женского чемпионата. На чемпионате присутствует почетный гость — президент рысистой ассоциации Доменик де Бэллег. Он сказал, что привез на этот раз «малютку Флоранс» — любимицу французской публики в заездах на качалке и рысью под седлом.
       
       Я иду в паддок. Предстартовое место. Ипподромное закулисье. На мне желто-зеленая роба со словом «пресса», но больше всего я напоминаю дорожного рабочего на путях.
       Француженка как француженка. Невысокая. Изящная. Женщина-ртуть. Трудно было поверить, что через несколько минут ее старт.
       Открыто и темпераментно шла на разговор. Уже прошел первый гит. Красно-белый костюм Флоранс заляпан мокрой землей. Точнее, грязью. Это рабочий момент. Через пару минут мне уже кажется, что это и не грязь вовсе, а придумка какого-нибудь кутюрье. Поразительны оказались переходы от веселости к сосредоточенности. Едва успевала ухватить момент перехода. Давно заметила, что есть народы, у которых смена одной эмоции на прямо противоположную происходит в одном акте времени. От прежней энергии не остается даже следа. Интересно, скорость перехода — это признак одаренности? Свидетельство внутренней энергетики? Явно не российское свойство.
       — Знаете, почему я всегда в форме? Я не замужем. Это очень важно, — и заливистый смех.
       Через секунду: «Лошади — моя жизнь. Вся моя жизнь в них».
       Ты видишь, что это не фраза. Флоранс уже в другой стихии — стихии воли.
       Вся жизнь подчинена тренировкам. Это такое счастье — подчинить себя какой-то задаче. Рядом с тобой одно из самых прекрасных существ на свете — лошадь. Флоранс — вегетарианка.
       — Ешьте макароны! — почти выкрикивает, и крик ее относится не к макаронам, а к Альманаху. Лошади, которую ей подводят. Предстартовая суета.
       У Альманаха мать — Ассоль, отец — Армбролиф. Хозяин — Константин Пучков.
       И вот тут я должна воспеть наших российских мужчин. Кто сказал, что их у нас нет? Теперь я знаю точно: если есть настоящая женщина, рядом будет настоящий мужчина.
       Спрашиваю Пучкова: хорошая лошадь? Пучков не скрывает досады: «Средняя. Понимаете, средняя. И досталась француженке, надо же такому быть!». Альманах — лошадь-аутсайдер. В первом гите пришла седьмой.
       Мне она показалась строптивой и плохо управляемой. За поводья ее держали несколько человек. Лошадь взбрыкивала.
       — Что это с ней? — спрашиваю.
       — Обычное дело. Предстартовое волнение.
       Как ни разминай ее, она чувствует старт.
       Теперь задача Флоранс — овладеть волнением.
       Пучков дает последние наставления Флоранс. Француженка лошади не знает. Она досталась ей по жеребьевке.
       Странное дело, Флоранс не смотрит на переводчика. Она понимает Пучкова. Показывает жесты, которыми воспользуется на старте.
       — Да! Да! — радостно восклицает Пучков. Предстартовое волнение охватило всех. Начальник ипподромных дорожек, бывший конник Владимир Попов пулей летит в свой кабинет и приносит хлыст. Нет, это не просто хлыст. Это хлыст из китового уса. Хранится в загашнике. Он вручает хлыст Флоранс.
       — Чего не сделаешь для француженки, — патетически завершает сцену Попов.
       Альманах — в руках Флоранс. Вот это и есть одно из чудес. Средняя неуправляемая лошадь вытягивается в струнку. Секунда — и Флоранс на старте.
       Ипподром гудел. Малютка Флоранс летела на Альманахе, гнедом американце, как стрела. Пришла первой. Выиграла чемпионат.
       Я встретила Флоранс в паддоке. От прежней предстартовой француженки ничего не осталось. Исчезла ртуть. Какая плата за победу! Ее окружили конники. Она слабо улыбнулась и вдруг резким жестом достала сигарету. Закурила и скрылась в жокейской.
       На церемонии награждения она была прежней малюткой Флоранс. Улыбалась. Каков же механизм восстановления?
       
       Граф
       И тут я увидела его. Мужчину с обложки. Легендарного Доменика де Бэллега. Коннозаводчика. Мирового знатока бегового дела. Вице-президента международной федерации рысистых. Поклонника наших орловских.
       Это он, Доменик, потомственный граф, прадед которого был советником при Людовике XVI, организует за собственный счет в Париже Дни орловской рысистой. В этом году двенадцать орловских рысаков и три русские тройки отправятся в Париж. Транспортные расходы, содержание лошадей и двадцати семи человек — все берет на себя Доменик.
       На орловскую рысистую он запал с детства. Его дед в XIX веке купил орловского жеребца. Жеребец оставил двух прелестных дочерей.
       Именно дед Доменика является основателем французской рысистой ассоциации.
       Граф приехал в Россию, когда орловскую рысистую впору было заносить в Красную книгу. Он очень много сделал для сохранения орловской породы.
       …Я еще ничего не знаю про графа и по окончании церемонии награждения, не ведая смущения, спрашиваю:
       — Какова судьба лошади в век самолетов? Теперь она — экспонат из музея?
       Граф не замечает моего невежества. Не замечает промозглого дождя. Он весь в своем родовом деле. Говорит, как поэт:
       — Самолет — не лучше лошади. Есть места, где и сегодня пройдет только лошадь. Существуют у лошади большие хозяйственные дела. Но есть поэтический момент. Мы вглядываемся в лошадь, чтобы увидеть, какими мы стали. Благодаря лошади мы есть то, что мы есть. С ней мы выиграли войну. С ней сражались за женщин.
       — Неужели все, что связано с лошадью, — это прошедшее время, которое мы длим от ностальгии?
       — Нет! Есть серьезный психологический момент, который, к сожалению, человек не учитывает.
       Лошадь — это природа. Но это та часть природы, которая не безмолвствует. Мы находимся в диалоге с этой природой. Мы спрашиваем. Она нам отвечает. Она задает вопрос, мы обязаны ответить. Слияние лошади с человеком — это возвращение человека в прародину, в то, что его породило. Возможно, психологический аспект важнее спортивного и прочих других.
       Я спросила, какой породе граф отдает предпочтение.
       — Плохих лошадей не бывает!
       
       Хозяин лошади
       …Слияние с лошадью… Где же это я видела… Ах да, на Алтае. Как сказал бы Толстой, двенадцатый век, степь, воля.
       Это было в степи, недалеко от Монголии. Я со своими учениками искала Экинур. Вот втемяшится в башку какое-то слово, и ничего поделать с собой не можешь. Хочу в Экинур! И все тут!
       Дорога шла в знаменитую Усть-Коксу, рериховские места. Мы резко свернули с дороги. Где-то там, незнамо где, был наш вожделенный Экинур. Мимо нас пронесся всадник. Это действительно одна фигура. Как сказал граф, человек в прародине. Свистело в ушах от бега лошади. Мы заорали. Уже который час идем в полном безлюдье. Наездник осадил коня.
       На крупе четко обозначено: СП… Мы заорали: Немцов, Хакамада?
       — Нет, это больше — это Семен Прокопьевич. Хозяин лошади.
       И так чудно выглядел наш Немцов в этой степи с ковыльными травами, с запахом лошадиного пота и свободой дыхания алтайца Семена Прокопьевича, открывшего нам дорогу на Экинур.
       — Сколько пытались сбросить нас с лошадей, да ничего у них не получится, — сказал конник. — У наших детей уже с рождения есть посадка. Учиться не надо. Садимся и скачем.
       Кто это «они», мы не стали уточнять. Но разъять алтайца и природу смерти подобно.
       
       Послесловие
       Мне начинает казаться, что аспект общения с лошадьми, который Доменик называет психологическим, вряд ли исчерпывается психологией.
       …После предстарта Флоранс конники рассказывали про хитрости смены лошадей. На некоторых соревнованиях победительница первого гита пересаживается на лошадь-аутсайдера намеренно. Проверяется искусство не лошади, а наездника.
       — Все дело в способности установить контакт с лошадью. Не победить ее, победа ничего не даст, а именно отыскать точки соприкосновения.
       Мастер от не мастера отличается набором средств разговора с лошадью. Супермастера изобретают на ходу именно то средство, которое соответствует природе данной особи.
       Боже ты мой! А уж не мстит ли нам природа за то, что мы отказались слушать ее? Технизированный мир все-таки укладывается в достаточно убогий и стандартный набор средств. Природа универсальна. Возможно, в нас уже атрофирована пластичность ориентировки в действительности, которая была свойственна человеку, и мы уже испытываем непреодолимые трудности при встрече с разными формами бытия, будь то другой цвет кожи, другой язык, другой способ жить.
       Не в состоянии найти контакт с тем, что НЕ Я, а другой, радостно залепетали, как дети: «Это другая цивилизация, другая. Ее надо уничтожить».
       А наша, значит, замечательная?
       Вот на такие невеселые мысли навели меня блистательная малютка Флоранс и потомственный граф Доменик де Бэллег, влюбленный в орловских рысаков.
       

     
       P.S. Пятого декабря в Париже состоятся Дни орловского рысака. Россию представляют двенадцать орловских рысаков (одна запасная) и три русские тройки.
       

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera