Сюжеты

НАСЛЕДНИКИ ИМПЕРАТОРСКОГО УЧИЛИЩА

Этот материал вышел в № 88 от 28 Ноября 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Бывшее Императорское училище, в советское время — Высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, получившее в 1989 году статус Государственного технического университета, всегда славилось своими выдающимися учеными и конструкторами,...


       
       Бывшее Императорское училище, в советское время — Высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, получившее в 1989 году статус Государственного технического университета, всегда славилось своими выдающимися учеными и конструкторами, основателями научных школ и занимало особое место среди высших учебных заведений России. Бауманцы гордятся своей историей. Вот уже почти 175 лет они хранят верность своему девизу «Мужество, воля, упорство и труд».
       Мы беседуем с ректором МГТУ им. Баумана Игорем Борисовичем ФЕДОРОВЫМ.
       
       — Игорь Борисович, вы стали ректором более десяти лет назад. Как жил университет эти годы?
       — 90-е годы были годами выживания всего высшего образования в России. Но в самом тяжелом положении оказалось инженерное образование. Тогда преобладало мнение, что стране не нужно столько инженеров. Предлагалось резко сократить количество технических вузов и оставить только несколько так называемых «точек роста» на случай, если когда-нибудь, в далеком будущем, вдруг вновь возникнет нужда в инженерных кадрах. Сейчас абсолютно очевидно, что это было ошибочное мнение. И общественность, и руководство страны сегодня понимают, что хорошие инженеры России необходимы.
       Недавно президент Путин во время визита на НПО «Машиностроение» (это одна из высокотехнологичных отечественных фирм) сказал, что «будущее России — не в эксплуатации сырьевых ресурсов, а в развитии высоких технологий». Этих слов мы давно ждали. Теперь приоритеты восстановлены.
       Именно общенаучная и общеинженерная подготовка является основой высшего образования, дающей инженеру возможность хорошо ориентироваться в среде смежных специальностей. Сегодня у нас существенно изменилась структура подготовки студентов. Мы должны соответствовать современным запросам общества и потребностям рынка.
       Высокие технологии, наукоемкие производства, информационные технологии — это новые направления, по которым готовят специалистов в современных инженерных вузах. Через активное внедрение высоких технологий, основанных на новых физических принципах, можно существенно повысить эффективность традиционного производства в целом и эффективность машин, которые выпускает это производство. В нашем университете открываются новые специальности, рассчитанные на перспективу, и, что особенно важно, на их основе происходит перестройка старых специальностей.
       Мы не так давно провели социологический опрос наших потенциальных заказчиков — потребность в высококлассных инженерных кадрах огромная. Свободных рабочих мест на предприятиях сейчас много: старшее поколение постепенно уходит, молодежи немного, а людей среднего возраста практически нет.
       — Получается, что у ваших выпускников нет проблем с трудоустройством?
       — Мы шутим, что единственный «безработный» отдел у нас — это отдел трудоустройства. Другое дело, государство, к большому сожалению, не может сегодня обеспечить достойную зарплату нашим выпускникам.
       — А давайте попробуем нарисовать портрет типичного преподавателя Бауманского университета.
       — Самое главное, что удалось сделать, — это сохранить научно-педагогический потенциал Бауманского университета. Многочисленные преобразования, к счастью, не смогли разрушить могучий внутренний строй нашей технической школы. У нас очень сильный преподавательский состав.
       Что же касается портрета преподавателя, то он будет… грустноватый. Грустноватый потому, что человек этот уже немолод. За нашими спинами должна быть молодежь, а молодых-то у нас мало. В целом в глазах ребят профессия преподавателя остается престижной, но они не очень охотно принимают предложения остаться на кафедре после окончания учебы. Причина все та же — очень низкие зарплаты преподавателей. Это по-настоящему тревожная тенденция.
       У нас всегда были хорошие отношения с промышленностью, и это давало нам возможность получать заказы. Но проблема в том, что сама промышленность сейчас находится в плачевном положении, с трудом поднимается на ноги. Правда, как говорят у нас, технарей, производная положительная, и нас это радует. Но все-таки сейчас наши контракты с производством невелики, и подкрепить преподавателя материально (так, как он этого заслуживает) пока нет возможности.
       — …И тем не менее в последние годы растет конкурс в технические вузы.
       — Конкурс растет потому, что кто-то по-прежнему хочет действительно стать инженером и остаться работать в этой области, а кто-то хочет получить инженерное образование как основу для какой-то другой карьеры. Ведь инженерное образование — универсальное. Практика показывает, что тот, кто окончил инженерный вуз, сейчас прекрасно чувствует себя в самых разных сферах экономики, среди них много предпринимателей.
       Кстати, конкурс у нас никогда не был большим. У нас трудно учиться, и к нам идет уже подготовленный абитуриент, человек, знающий, что его ждет. В этом году при приеме 3,5 тысячи через приемную комиссию прошли 14,5 тысячи человек. Есть даже такая шутка: «Если по блату в Бауманский еще можно поступить, то закончить его по блату нельзя».
       — Говорят, что выпускника Бауманского университета всегда можно узнать. Во все времена учиться в Бауманке было престижно. А какой он — ваш выпускник?
       — Это умный, интеллигентный, культурный человек, который вобрал в себя прежде всего пример своих учителей, которые, в свою очередь, опирались на многолетние традиции. Между прочим, в стенах университета вы не услышите нецензурные слова, мы за это студента можем исключить. Наш выпускник по-настоящему образован, имеет фундаментальные знания. В целом он чувствует себя уверенно, хорошо подготовлен к самостоятельной работе.
       Определенный образ студента формируется уже в школе. Мы очень дорожим нашими связями со средней школой. Молодые люди сразу попадают в традиционно сложившуюся и тщательно оберегаемую атмосферу честного труда. Ребята присматриваются к нам, к нашим требованиям, они уже подготовлены к учебе и морально, и профессионально.
       Мы считаем, что за ведущими техническими вузами страны должно остаться право на собственный набор студентов, их проверку на профпригодность. У нас есть своя система поиска талантов по всей стране. Это и профильная школа, и наши собственные лицеи. Действует программа «Шаг в будущее», которая сейчас охватывает 60 регионов России. Каждый год в апреле мы проводим общую олимпиаду в Москве, куда приезжают 650 победителей региональных олимпиад. Победителей Московской олимпиады мы принимаем в университет без экзаменов и уверены, что принимаем тех, кто нам действительно нужен.
       — Вы с такой любовью говорите про своих студентов…
       — Да, студенты у нас хорошие. Говорят, что сегодняшнюю молодежь отличает больший практицизм, но это нормально, я это не осуждаю. Мы в свое время были слишком романтичными, может быть, надо было быть более приземленными. А что меня действительно беспокоит сегодня… так это разлагающее влияние телевидения. С экранов не прекращается поток насилия, бесконечных убийств. Это формирует у молодых людей определенное мышление, образцы поведения. Я считаю, что это явление выросло уже до масштабов национальной проблемы.
       Все страны принимают меры, чтобы защитить свою молодежь. И нам необходимо срочно законодательно принять ограничения, останавливающие беспредел телевидения. Страдают души ребят, и, к сожалению, это пока мало кого волнует. Если мы сегодня не позаботимся о наших детях, то завтра мы их потеряем. Поэтому я всеми силами поддерживаю решение министра образования В. Филиппова о внесении в проект образовательного стандарта общего образования специального раздела «Воспитание».
       — Что вы думаете о проводимой сейчас реформе образования?
       — Ключевой момент реформы — модернизация содержания образования. Модернизация с учетом новых требований науки и техники, общества и, наконец, рынка. Это содержание сильно изменилось, особенно в области инженерных наук. Мы перешли от отраслевого (т.е. узкоспециализированного) принципа образования к университетскому. Так, например, в 30-х годах наш вуз имел всего лишь пять направлений, поскольку была поставлена задача быстро и качественно подготовить военных инженеров. Задача была выполнена, в войну наши танки и самолеты были лучшими в мире. А сегодня нужен другой специалист.
       Нынешний технический вуз — это другой вуз, чем тот, который был еще десять лет назад. Другой стала сама концепция образования. Мы сначала даем фундаментальную подготовку и лишь потом — инженерную специализацию. Раньше после вуза вы выходили хорошим специалистом «по заднему подшипнику коленчатого вала», а теперь нужно учить по-другому.
       Инженер XXI века обязан разбираться в высоких технологиях, знать математику, причем широкого спектра, физику — тоже широкого спектра. Ведь неизвестно, что именно ему завтра понадобится — оптика или электродинамика. Наши профессора и преподаватели проделали титаническую работу, переработав учебные программы. И сегодня готовы более 20 томов оригинальных учебников по математическим и физическим дисциплинам, выпущенных нашим издательством.
       В целом же, говоря о реформе образования, хочется процитировать мудрые слова из документа о реформировании Императорского технического училища, датированного 1901 годом. «Состояние постоянного приспособления, постоянной эволюции есть естественное состояние жизнеспособной технической школы, чутко относящейся к запросам жизни… Строй высшей технической школы не может вылиться в совершенно определенные и строго разграниченные рамки административного произвола». И сегодня я с готовностью подписался бы под этими словами.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera