Сюжеты

СУДЫ С ЛЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

Этот материал вышел в № 89 от 02 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Как с помощью судейских в Краснодарском крае решают проблему криминальных иномарок Угнанные иномарки официально регистрировали, а затем шантажировали автовладельцев, вымогая деньги. Схема была разработана идеально. В ней были задействованы...


Как с помощью судейских в Краснодарском крае решают проблему криминальных иномарок
       
       Угнанные иномарки официально регистрировали, а затем шантажировали автовладельцев, вымогая деньги. Схема была разработана идеально. В ней были задействованы сотрудники милиции, прокуратуры, бандиты, таможенники. Одна и та же машина могла приносить прибыль несколько раз в год. Мы написали об этом в прошлом номере «Новой газеты» и предположили, что арестованные сотрудники милиции и прокуратуры – только часть криминальной и коррумпированной цепочки, что бизнес на автомашинах приносит миллионные доходы и, следовательно, имеет серьезных покровителей и разветвленную сеть.
       Сегодня мы продолжаем тему. Оказывается, в Краснодарском крае в этот бизнес включены и суды…
       
       Не секрет, что российская судебная система с одинаковым рвением может сурово карать виновных и невинных, а главное — искусно манипулировать законом, особенно в тех случаях, когда в делах обозначается заинтересованность «сверху» или появляется финансово-материальная составляющая. Работа некоторых судей стала очень похожа на доходный бизнес: несмотря на скромные зарплаты, сегодня легко встретить судью, не скрывающего покупки в виде квартир, иномарок, коллекционных часов и бриллиантов... Можно только догадываться, откуда все это берется. Судейское сообщество закрыто от постороннего досужего взгляда и, как правило, не выдает своих тайн.
       В распоряжении редакции оказались любопытные документы, характеризующие эту скрытую от посторонних глаз сторону деятельности некоторых судей. Цитируя их, мы надеемся на заинтересованное обсуждение проблемы…
       
       Некоторые районные суды Краснодарского края несколько лет подряд почему-то особенно любили рассматривать дела по искам граждан, дающих в долг крупные суммы денег под залог дорогих иномарок. Ситуации и документы, их сопровождающие, похожи друг на друга, как баклажаны. Один гражданин, взяв у другого крупную сумму денег, посулил в качестве обеспечения займа иномарку, но впоследствии долг вернуть не смог. (Как вариант — продал автомобиль по доверенности, но отказался заключить сделку купли-продажи.) Кредитор (покупатель) просит суд взыскать искомый долг, а суд отзывчиво принимает решение о регистрации нового собственника автомобиля взамен долга.
       Суды, рассматривавшие такие дела, как правило, почему-то не интересовались «биографией» автомобиля, даже если он был нерастаможен или угнан и находился в розыске Интерпола. МРЭО ГАИ-ГИБДД регистрировала авто, выдавала ПТС на имя истца, после чего автомобиль снимался с учета в ГАИ и неоднократно перепродавался. Таким образом, суды своими решениями помогали легализовывать не только угнанные автомобили, но и фактически способствовали уводу из госказны таможенных платежей.
       По информации из ГАИ Краснодара, количество таких автомобилей, зарегистрированных по решениям некоторых краснодарских судов и многократно перепроданных, ежегодно измеряется сотнями. Это похоже на автобизнес, приносящий большие криминальные доходы. В чьих руках они оказались? Где все это время были вышестоящие инстанции — краевой суд и Верховный суд России?
       В Прикубанском суде, например, таможня и ГАИ при рассмотрении дела часто игнорировались. В частности, 3 сентября 2001 года Прикубанский суд рассмотрел иск некоей гражданки Раевич О.Г. к гражданину Шарапову В.А. о признании сделки и права собственности на новый автомобиль «Шкода Октавия» номинальной стоимостью не менее 15 тысяч долларов без информации об уплате таможенных пошлин. К участию в суде не были привлечены ни ГАИ-ГИБДД г. Краснодара, ни местная таможня. Судебная власть в лице председателя суда Лазаренко А.П. оказалась выше всех этих условностей. Суд поручил ГАИ зарегистрировать автомобиль на нового владельца, а таможенные платежи оставил без внимания.
       Мягко говоря, странные тексты судебных решений и последующие формально согласованные действия президиума краевого суда по отмене решений районного суда, по мнению милиционеров из ГАИ Краснодара, делают возможным предположение о соучастии некоторых судейских работников в криминальном бизнесе.
       Нерастаможенный роскошный автомобиль-купе «Мерседес-500» 2001 года выпуска реальной стоимостью 120 тысяч долларов решением Прикубанского суда регистрируется в ГАИ при помощи иска гражданина Авакяна к гражданину Куюмову на сумму всего 20 тысяч долларов США. Краевой суд, отдадим ему должное, впоследствии отменяет решение райсуда, но отправляет его на новое рассмотрение в тот же суд, где дело теряется в архивах, а иномарка тем временем, разумеется, благополучно перепродается.
       Только за один день краевая судебная инстанция отменила 24 незаконных решения нижестоящего суда, но почему-то забыла включить в этот список решение по иску гражданина Козлова к гражданину Иванову о признании права собственности на нерастаможенный новый джип «Тойота-RAV4».
       По данным ГАИ, в 2001 году все тот же Прикубанский суд «разрешил» зарегистрировать более десятка новых нерастаможенных джипов «Тойота Лэндкруизер», каждый стоимостью $60 тысяч.
       ГАИ-ГИБДД Краснодара, явно смущенная потоком судебных решений о легализации криминальных автомобилей, обращалась в краевой суд с просьбами призвать к порядку лихих судей и отменить незаконные решения. В итоге краснодарские милиционеры, не дождавшись «явки с повинной», мягко указали судьям на их странное поведение — не то чтобы обвинили в соучастии, но намекнули.
       В частности, документ от 27.04.02, завизированный полковником милиции Н. Крючковым, сообщает буквально следующее: «…из краевого суда по каждому случаю поступало уведомление, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется». На обычном языке это означает, что суд находил законной подобную практику районных судов. Письмом из ГАИ-ГИБДД от 04.04.02 № 7-709-405 краевой суд был уведомлен, что регистрация упомянутых автомобилей в 2001 году признана недействительной. Переписка между ведомствами тянулась долго, что позволило все авто благополучно и неоднократно перепродать.
       И все же затем краевой суд неожиданно прозрел и взялся отменять списанные в архив «спорные» автомобильные решения. Бизнес, однако, на этом не кончился. По информации из УВД Краснодара, как минимум один из полулегальных краснодарских автомагазинов, через которые оформлялись сделки с «судебными» машинами, по-прежнему работает. Принадлежит он ранее судимому господину, находящемуся в деловых отношениях с дочерью высокопоставленного должностного лица из краевого суда.
       
       Хорошо известно, что при полной невозмутимости Верховного суда России подобные решения многие годы принимались отнюдь не только судами Краснодарского края, но и других регионов страны. Суды разрешали «таможить» машины на «чернобыльцев», «героев», каких-то переселенцев — и все в обход госказны.
       Но дело даже не в этом: действиями отдельных судей репутации всей российской судебной власти нанесен ущерб, несоизмеримый с той суммой, которой недосчитался бюджет. Репутация суда — это репутация всей власти, хотя и деньги в госказне лишними не будут.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera