Сюжеты

СПОР ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ ПИРАТОВ

Этот материал вышел в № 89 от 02 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Министерство природных ресурсов регистрирует браконьерские суда как «лодки» Совсем недавно страна смотрела сама и демонстрировала миру захватывающий приключенческий фильм. Все телеканалы обошел сериал из жизни пиратов Японского моря: в 400...


Министерство природных ресурсов регистрирует браконьерские суда как «лодки»
       
       Совсем недавно страна смотрела сама и демонстрировала миру захватывающий приключенческий фильм. Все телеканалы обошел сериал из жизни пиратов Японского моря: в 400 милях к юго-востоку от Владивостока на рейде южнокорейского порта Пусан экипаж рыбацкого судна «Корф», бороздящего море под флагом Камбоджи, захватил малый транспортный рефрижератор «Тулун» — под флагом России…
       
       Спецслужбы, военные и спасатели России, Японии и Кореи были приведены в боевую готовность. Во Владивостоке создан штаб по освобождению заложников. Поднята в воздух морская авиация пограничников. К операции готовы были подключиться большие противолодочные корабли Тихоокеанского флота, силы морской полиции Японии и Кореи…
       До масштабного морского сражения, правда, дело не дошло. Вскоре выяснилось, что все происшедшее — не нападение чужеземных пиратов на мирный российский «Тулун», а разборки нашей родной рыбной мафии. Причем разборки внутренние. С одной стороны — небезызвестный Вася Якут, проживающий в Японии и специализирующийся на контроле сахалинского рыбного «бизнеса». С другой — житель Южно-Сахалинска, судовладелец и руководитель ООО «Регион» (одной из рыбных фирм, контролируемых Якутом) Александр Бронников. В данном случае люди Якута выступали в роли пиратов, захватывая судно его взбунтовавшегося подопечного Бронникова.
       Естественно, как только выяснились все эти приключенческие подробности, нашим, японским и корейским чиновникам стало стыдно. Еще бы! Поднять боевую авиацию и корабли из-за банальной бандитской разборки. «Пиратов» сразу же перекрасили в «спорящие хозяйствующие субъекты», а инцидент попытались замять.
       «Новая газета» этого делать не собирается. Мы уже писали о дальневосточной «рыбной» мафии. Теперь, после инцидента с «Тулуном», мы намерены провести собственное журналистское расследование.
       Нам известно, что в корейском порту Пусан стоят сотни судов под различными иностранными флагами, но с российскими экипажами. Раньше они находили приют в японском Вакканае — где, собственно, и расположена контора Якута. Но японцы ужесточили правила захода в порты острова Хоккайдо — пришлось передислоцироваться в Пусан. Хотя на самом деле все меры, предпринимаемые Японией для борьбы с российским браконьерством, — только видимость. Ей наши браконьеры выгодны.
       В Японии базируются десятки судов, которые совершают браконьерские набеги в российскую экономическую зону, вылавливая наших крабов и нашу рыбу. Суда оборудованы по последнему слову техники. И бороться с ними практически невозможно. Пограничники говорят: нас мало — их много, у нас плохие суда — у них хорошие. У пограничников действительно плохие суда. И нищенская зарплата.
       Но если невозможно поймать Якута на море и в Японии, то его бизнес можно накрыть здесь, в России. Ведь Якут контролирует несколько фирм, квоты которым на отлов рыбы и морепродуктов выдают наши чиновники.
       И механизм хищений прост. Как известно, ни один рыбопромышленник не вылавливает столько, сколько положено по квоте. (Якут, естественно, тоже.) Поэтому вместо одного легально зарегистрированного судна выпускается несколько. Под одним названием. Матросов вербуют у нас и забрасывают их на суда на специальных катерках. Например, во флотилии Якута простые матросы получают зарплату до 2000 долларов в месяц.
       И казалось бы, механизм этот был хорошо отлажен. Работать бы ему и работать. Но тут трагически погиб пограничный генерал Гамов. Именно этого силовики и не смогли простить Якуту. Сразу после убийства Гамова следственные органы стали активно «работать» со всеми подвластными ему российскими предприятиями. По нашим данным, действия МВД внесли в стройные ряды «якутовской» империи некую сумятицу. Первый наглядный пример — взбунтовавшийся подопечный Якута Бронников и как следствие — «пиратский» захват «Тулуна». Якут отстранил его официального владельца Бронникова от дел. Последний возмутился. И приказал команде судна действовать «по боевому расписанию»… Что было дальше, все знают.
       История «рыбной» империи Якута — частный случай. Весь Дальний Восток поделен между подобными мафиозными группами. Помимо этого, существуют браконьеры-любители и государственные браконьеры. Браконьерством или его сокрытием грешат все три кита морской рыбоохраны — Госкомрыболовства, Федеральная пограничная служба (ФПС) и Министерство природных ресурсов (МПР).
       Вот лишь несколько самых последних примеров: Камчатская спецморинспекция МПР задержала японские браконьерские суда с российскими наблюдателями от ФПС на борту. Потом — в камчатских водах при сомнительных обстоятельствах задержали суда Преображенской базы тралового флота (о чем недавно писали «Известия»). А с другой стороны, госинспекции по маломерным судам МПР зарегистрировали на Камчатке и Сахалине несколько сотен браконьерских японских шхун под видом… лодок. Да и суда с инспекторами Министерства природных ресурсов иногда ведут себя, как рыболовные траулеры.
       Ежегодно в российской экономической зоне вылавливают морепродуктов и рыбы на несколько миллиардов долларов. И только четверть из них — легальные. То есть более 2—3 млрд долларов ежегодно уплывают из бюджета.
       
       Екатерина ИГНАТОВА
      
       P.S. «Новая газета» начинает журналистское расследование деятельности дальневосточной «рыбной мафии».
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera