Сюжеты

ГОСУДАРСТВО — НЕ «КРЫША», НО ОБРАЗОВАНИЕ ГАРАНТИРУЕТ

Этот материал вышел в № 90 от 05 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

За последние три года в положительную сторону начала меняться ситуация с финансиро-ванием образования, которое признано приоритетной сферой интересов государства. Если в середине 80-х годов на 10 тысяч человек приходилось 270 студентов, то...


       
       За последние три года в положительную сторону начала меняться ситуация с финансиро-ванием образования, которое признано приоритетной сферой интересов государства. Если в середине 80-х годов на 10 тысяч человек приходилось 270 студентов, то сейчас эта цифра составляет 386 человек.
       
       Завтра начнет свою работу съезд Союза ректоров России. Сама по себе эта общественная организация призвана рассматривать, отстаивать и лоббировать интересы высшей школы. Но совершенно очевидно, что разговор на съезде выйдет за рамки лекций и семинаров. Будет предпринята попытка подвести некоторые первоначальные итоги набирающей силу модернизации российского образования. Что же мы имеем?
       
       Как бы там ни было, но можно сказать, что закончился важный этап по разработке стратегических направлений модернизации образования. За два с лишним года представлена Национальная доктрина образования, Государственной Думой принята Федеральная программа развития образования, губернаторы и Госсовет обсудили проблемы образования и поддержали начатую реформу. Год назад правительство приняло «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года».
       За последние три года в положительную сторону начала меняться ситуация с финансированием образования, которое признано приоритетной сферой интересов государства. По этой позиции прибавка бюджетных средств составила до 50 процентов. Впервые стали выделяться деньги на коммунальные нужды, закупку оборудования, пополнение библиотечного фонда. Реализована программа компьютеризации сельских школ.
       Наконец, президент страны успокоил общество тем, что «основой государственной политики России является бесплатное образование». В отличие от Бориса Ельцина Владимир Путин отказался от плакатного определения: «Образование — как часть рыночной политики». Апофеозом политических гарантий высшего руководства страны стало заявление Путина о том, что «государство возвращается в школу».
       На самом деле процесс выглядит несколько иначе. По сути, государство принимает обратно школу под свое «крыло». Конечно, это далеко не «крыша», а потрепанный десятилетиями реформ «навес», под которым нашим гражданам должны быть гарантированы определенные возможности.
       «Возвращение государства в школу означает гарантии доступности, качества и эффективности образования», — считает первый заместитель министра образования Александр Киселев.
       Что касается доступности, то за 90-е годы высшее образование не то что не стояло на месте, а просто рвануло вперед, словно пришпоренная лошадь. Резко возросло число образовательных учреждений и образовательных программ. Если в середине 80-х годов на 10 тысяч человек приходилось 270 студентов, то сейчас эта цифра составляет 386 человек. Но следует признать, что в этом аллюре участвует много «темных лошадок». О чем откровенно признался в разговоре Александр Киселев: «Не так давно наблюдал рекламу. Кисловодский институт права — лидер современного образования. А присмотреться к такому «лидеру», так выяснится, что он располагается в трехкомнатной квартире». И тут заместитель министра прав. Огромное число «дутых» филиалов государственных вузов занимаются тем, что дискредитируют понятие государственного диплома о высшем образовании. Очевидно, что давно назрела «чистка» от таких прохиндеев, и тут возрастает роль Союза ректоров России.
       Доступность образования связывают и с появлением единого государственного экзамена (ЕГЭ). В этом году примерно 300 тысяч выпускников 8400 школ в 16 субъектах Федерации сдавали ЕГЭ. Копии свидетельств с оценками, полученными на ЕГЭ, молодые люди, не выезжая из своего города и села, могли направить в любой из 117 пилотных вузов страны. В результате студентами стали 100 тысяч «егэшников». Среди них, например, такие элитные вузы, как Финансовая академия при правительстве РФ, Государственный университет — Высшая школа экономики.
       В 2003 году эксперимент будет расширен, в нем примут участие 58 процентов выпускников школ из 49 регионов. Набирать студентов на первый курс по итогам единого госэкзамена станут 245 высших учебных заведений.
       «Вопрос, быть или не быть эксперименту по ЕГЭ, уже не стоит, — считает председатель Совета ректоров вузов Республики Мордовия, ректор Мордовского государственного университета Николай Макаркин. — Но нужно четче отработать форму единого госэкзамена. Не следует ли с введением единого государственного экзамена отказаться от льгот, которые мы даем медалистам, или вообще отказаться в будущем от медалей?» В свою очередь, председатель Совета ректоров вузов Республики Марий Эл Геннадий Ощепков считает, что финансово единый госэкзамен недостаточно обеспечен и непонятно, каким образом вузы должны участвовать в решении этой проблемы. «Мы израсходовали почти миллион рублей дополнительно на то, чтобы провести этот экзамен», — откровенно признался Ощепков.
       Один из проявившихся недостатков высшей школы — ее слабый прикладной характер. «Сегодня много говорится о разгрузке образовательных программ. Но я считаю, что студенты должны в поте лица добывать знания. Они станут реальными специалистами лишь тогда, когда будут работать над серьезными проблемами, когда на ранних стадиях своих научных работ почувствуют, что такое реальное производство», — считает заместитель министра Александр Киселев. Очевидно, что и этот вопрос будет поднят участниками съезда.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera