Сюжеты

ПРОЩАЛЬНЫЙ ПОЦЕЛУЙ

Этот материал вышел в № 90 от 05 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Режиссер юбилейного «Бонда» во время пресс-конференции, посвященной выходу своего фильма, неожиданно заявил: «Я — поклонник Сергея Бодрова-младшего. Может быть, он и не был обучен нашей профессии специально. Но он — настоящая звезда…» Этот...


       


       Режиссер юбилейного «Бонда» во время пресс-конференции, посвященной выходу своего фильма, неожиданно заявил: «Я — поклонник Сергея Бодрова-младшего. Может быть, он и не был обучен нашей профессии специально. Но он — настоящая звезда…»
       
       Этот сценарий Сергей Бодров-старший хранил в загашнике почти десять лет. Вообще миф о человеке-оборотне, заглянув в кинематограф из эпоса, надолго там задержался, выпустив на экран «Людей-кошек» Пола Шрэдера, «Муху» Дэвида Кроненберга, «Волка» Майка Николса. Медведю же повезло особенно. Его одушевил самый человечный из волшебников — Евгений Шварц. Не какие-то там компьютерные ухищрения, спецэффекты и просчитанные машиной мерзкие трансформации, а простой поцелуй обыкновенной принцессы становился поводом для таинства превращения.
       С самого детства я подозревала, что коварная Машенька не просто обманула доверчивого увальня Медведя, тащившего ее на загривке до дома вместе со злополучными пирожками. Жестокая, она разбила сердце привязавшегося, полюбившего ее… зверя?
       Этот блуждающий сюжет и взял за основу Сергей Бодров. Ему нужны были герои сказки, то есть «близкие к чуду», «лишенные бытовых черт сегодняшнего дня». И сказочник Бодров как истинный реалист назначает героями циркачей. Цирк — древнейшее, волшебнейшее из искусств, проросшее сквозь пласты времен, легко перешагивающее границы государств, языков и прочих глупостей, придуманных человечеством.
       «Она по проволоке ходила», точнее, на трапеции летала, танцевала в обнимку со зверем — в общем, юная циркачка Медведя полюбила. В порыве ответного чувства он не мог не превратиться в человека. Но однажды Медведь во спасение любимой был вынужден нарушить главную из заповедей — «не убий» и больше уже никогда не мог превращаться в человека.
       Притча, сочиненная Бодровым, — очередная вариация на тему. Юная Лола (Ребекка Лильеберг) — наследница обеих Машенек (той, что ела пирожки из корзинки, и той, что бесцеремонно и последовательно разрушала уютное медвежье жилище), хоть в противоположность им девушка добрая и бескорыстная, а все равно приносит Медведю сплошь несчастья.
       Фильм начинается как анимация: нарисованная девочка бредет с Медведем по цветистой полянке. Анимация превращается в научно-популярное кино: мы видим гибель Медведицы, сраженной пулей охотников, ее прощальный дикий крик, обращенный к бархатному малышу. Потом начинается кино игровое, тоже, впрочем, немногословное. Да как тут строить диалоги, если главный герой — Медведь, а главные события — номера циркового представления на фоне меняющихся декораций разных стран.
       В перерывах густо нагримированные, обсыпанные блестками артисты выясняют отношения, тоскуют, нелепо гибнут. «Антракт» заканчивается, и снова обездоленные, нищие рвут глотки, фиглярничают, рискуя собой, — представление продолжается. Блуждающий цирк — не столько последнее прибежище «чистого искусства», выродившегося в дешевый балаган, сколько вообще последнее пристанище этих неприкаянных. Вот отчего у белого клоуна юмор висельника.
       Медведь не любит клетку и обувь. Любит Лолу и свою родину Сибирь. Но кого любит девочка: Медведя, за которым ухаживает из года в год, или юношу, в которого превращается ее сказочный подопечный?
       Тема «запредельного», параллельного мира маячит где-то на заднике незамысловатой сказки. Сам Бодров рассказывал перед показом, как его возили в Мексику в настоящее, закрытое для глаз цивилизации племя, там он видел «другую жизнь», где все возможно.
       Как и в других картинах Сергея Бодрова-старшего — европейский лоск: монтаж, выверенность цвета, типажей, композиции (по европейским меркам картина недорогая, но все же — пять с половиной миллионов). Особенно восхищает мощный саундтрек, выстроенный в соответствии с симфонической драматургией. Авторская «цивилизованная» музыка Гии Канчели находится в постоянном внутреннем конфликте с добытой из каких-то исторических глубин ориентальной, фольклорной, кажется напетой самими шаманами музыкой.
       Но точно так же, как и в предыдущих картинах режиссера, обнаруживается сконструированность самой истории, ее конкретных поворотов (например, неоправданное упрямство девочки, ну никак не желающей спасения Медведя, мешающей ему уйти).
       Впрочем, для нас не так уж важна степень эстетических, профессиональных оценок этой картины. Для нас она останется фильмом Сережи Бодрова. Его последней премьерой. Прощальным поцелуем закрепившего за собой амплуа фольклорного героя, который по-своему, по-«бодровскому», скупо и сдержанно сыграл не Войну — Любовь.
       Последний кадр производит на зрителей незабываемое впечатление: «превращенный» герой убегает от камеры, от нас… в заснеженный лес.
       
       P.S. Сам режиссер после трагических событий 20 сентября в Северной Осетии долго думал: стоит ли вообще выпускать картину на экраны. Решил: стоит. Горько думать, что больше в титрах уже нет необходимости писать: Сергей Бодров-старший…
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera