Сюжеты

НЕВИДИМЫЙ БОЕЦ АЛКОГОЛЬНОГО ФРОНТА

Этот материал вышел в № 90 от 05 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Продолжается передел водочного рынка На днях стало известно о новых кадровых назначениях в структуре недавно созданного федерального казенного предприятия «Союзплодоимпорт». Заместителем главы ФКП Владимира Логинова назначен бывший наш...


Продолжается передел водочного рынка
       
       На днях стало известно о новых кадровых назначениях в структуре недавно созданного федерального казенного предприятия «Союзплодоимпорт». Заместителем главы ФКП Владимира Логинова назначен бывший наш соотечественник Сурен Сантурян, проживающий в настоящее время в США. По официальной версии, Сантурян будет добиваться передачи прав на товарные знаки известных советских водок «Столичная», «Московская», «Русская» в западных странах в собственность ФКП «Союзплодоимпорт». Неофициально ему поручено подыскать покупателя на известные водочные бренды в России, где они совсем недавно были отобраны у ЗАО «Союзплодимпорт» (SPI).
       
       По имеющейся информации, на самом деле Сурен Сантурян рассчитывал на должность значительно более серьезную, чем очередной зам очередного директора очередного казенного предприятия. Речь шла ни больше ни меньше как о назначении министром сельского хозяйства. Но оказалось, что лоббистские возможности Сантуряна менее значительны, чем ему представлялось.
       Что касается водочного бизнеса, то в нем он далеко не чужой человек. Было это еще в советские времена, когда «Союзплодоимпорт» гордо именовался Всесоюзным внешнеторговым объединением, являясь эксклюзивным экспортером «Столичной», «Московской» и других известных советских водок на Запад, а господин Сантурян работал торговым представителем компании в США. Так бы, может, и продолжалось долгие годы, но в Советском Союзе наступила эпоха серьезных перемен; «Союзплодоимпорт», как и многие другие государственные компании, был приватизирован, и главный актив компании — права на торговые марки всех советских экспортных водок — достались, по сути, одному человеку — тогдашнему руководителю ВВО Евгению Сорочкину. Впрочем, что делать с этим богатством, как его развивать и приумножать, тогда мало кто понимал, поэтому господин Сантурян предложил самое простое — продать.
       Cхема была предельно проста. «Союзплодоимпорт» создает совместное предприятие с одной из западных компаний, например со всемирно известной Diageo, под предлогом привлечения иностранных инвестиций. Под залог водочных брендов берется кредит, необходимый для внесения своей доли в уставный капитал СП, например у компании Pepsico. Деньги (несколько миллионов долларов) поступают на счета американских фирм Сантуряна, и… на этом в общем-то все и заканчивается. Партнерам оставалось только поделить деньги, а дальнейшая судьба водочных брендов их, понятное дело, волновала меньше всего. Примерно таким образом «крепкие хозяйственники» из ВВО «Союзплодоимпорт» лишились прав на популярные водки почти во всех странах мира.
       Это уже потом компания SPI потратила долгие годы и миллионы долларов на выкуп и юридическую защиту брендов за рубежом, вкладывала деньги в рекламную кампанию и вернула-таки русским водкам былую славу. Как раз в этот момент, когда вложенные усилия и огромные финансовые средства начали приносить свои дивиденды, кто-то вдруг вспомнил про государственные интересы. На арене появился Владимир Логинов, реанимировавший «Союзплодоимпорт».
       Нельзя сказать, что этот человек возник ниоткуда. Господин Логинов никогда не страдал от невнимания. Его фамилия с завидной регулярностью появлялась на страницах ведущих газет и журналов. Правда, по большей части в контексте расследования многочисленных уголовных дел и скандалов, связанных с растратой бюджетных средств и прочими махинациями. Однако Владимир Логинов решает вступить в бой за возвращение разбазаренной государственной собственности.
       Используя поддержку ряда высокопоставленных чиновников, включая министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, а также фамилию Березовского в качестве раздражителя для высших властных структур, предварительно распустив через прессу слухи, что тот якобы имеет свой интерес в бизнесе SPI, Логинову удается отнять у ЗАО «Союзплодимпорт» процветающий бизнес. Правда, созданное Логиновым ФКП «Союзплодоимпорт» получает в собственность права на использование водочных брендов только на территории России. Для SPI это, надо отметить, не самая страшная потеря, ведь на долю российского рынка приходилась лишь незначительная часть продаж «Столичной», «Московской», «Русской» и других водок. Но планы Логинова, естественно, масштабнее.
       Кстати, и сам генеральный директор ФКП не лишен амбиций. В Минсельхозе никто не сомневается, что борьбу за возврат государству водочных брендов Логинов начал для того, чтобы занять пост министра. Но позиции Алексея Гордеева оказались прочнее, несмотря на многочисленные провалы в руководстве министерством. В итоге нынешний министр выжил своего зама на должность совсем не министерского значения. Однако Логинов продолжает сидеть на «генеральском» этаже здания на Садовой, пользоваться всеми привилегиями заместителя министра. И, похоже, Гордеев вынужден с этим мириться.
       Эксперты отмечают, что шансы отнять права у SPI на водочные бренды за границей практически равны нулю, даже если в замы к Логинову назначить Буша- старшего. Привычные для России бандитские методы решения хозяйственных споров популярностью на Западе не пользуются. Более того, за попытки отнять чужое имущество там можно и на нары угодить.
       Скорее всего, Сантуряна пригласили для решения других задач, например подготовки продажи прав на водочные бренды в России новому владельцу.
       Иначе, спрашивается, зачем американскому предпринимателю занимать низкооплачиваемую чиновничью должность? Или он просто патриот?
       А может, Родина велела? Неспроста ходили слухи, что в Америку он отправился по путевке одной известной конторы с той самой площади, на которую собираются вернуть памятник ее основателя. Вероятно, теперь та же самая структура решила, что пришла пора возвращаться. Холодная война закончилась, горячая война за собственность в России только начинается!
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera