Сюжеты

КРАСНОЯРСКИЙ ГУБЕРНАТОР КАК КРИЗИС-МЕНЕДЖЕР

Этот материал вышел в № 91 от 09 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Новая русская технология — управление регионом как корпорацией Совсем недавно в Красноярском крае были понижены тарифы на электроэнергию для населения. Центральная пресса и электронные СМИ практически не обратили на это внимания....


Новая русская технология — управление регионом как корпорацией
       

  
       Совсем недавно в Красноярском крае были понижены тарифы на электроэнергию для населения. Центральная пресса и электронные СМИ практически не обратили на это внимания. Замалчивание этого факта, по меньшей мере, удивительно, цены на такие услуги у нас практически всегда повышаются, и второй такой случай с непривычки, пожалуй, и не вспомнишь. Снижение тарифов на электроэнергию, а то и практически бесплатное пользование ими (под прикрытием разного рода неплатежей) — это, скорее, прерогатива разнообразнейших промышленных структур. Предприятий, использующих дешевую (для них) электроэнергию для получения в первую очередь энергоемких продуктов. Особенно это касается металлургии, в частности цветной металлургии.
       В Красноярском крае происходит наоборот. Происходит это не из-за какого-то особого человеколюбия нового красноярского губернатора Александра Хлопонина. И вовсе не из-за того, что Красноярский край находится в удивительно прекрасном экономическом положении. Совсем наоборот, там — сильнейший социально-экономический кризис, жуткие диспропорции между тарифами и действительной стоимостью разного рода услуг, той же электроэнергии и многих других вещей из строчек бюджета края. И за последние два года дефицит этого бюджета был общими усилиями политиков и бизнесменов разогнан до 11 млрд рублей. И это в Красноярске, с его горно-добывающей и металлургической промышленностью.
       
       Управление краем в предыдущие месяцы шло как-то самотеком, то принимались социальные программы, то они не финансировались, просто потому, что в бюджете и так не хватало денег, то создавались огромные долги бюджетникам по зарплате и т.д. Казалось, никому в крае не было до этого дела, все занимались политической борьбой. Теперь к власти в крае пришел новый губернатор, и именно на него и на его команду и свалилось все это. Что делать?
       Можно было бы пойти по накатанной в Красноярске дорожке и броситься за помощью в Москву, можно было бы начать обвинять во всем прежние власти и сетовать на капризы погоды, не обновляемое уже много лет (если не сказать десятилетий) жилищно-коммунальное хозяйство, можно было жаловаться и на многое другое. Однако нытья мы не услышали. Новый губернатор пропустил стадию ругани предшественников и воззваний к кремлевским чиновникам, а просто занялся экономикой. Основой его деятельности стала балансировка бюджета. В качестве сверхзадачи надо было сделать этот бюджет не «фиктивным» или «надутым» (оба эти слова по отношению к красноярскому бюджету в крае стали уже общими понятиями), а реальным. И чтобы доходные и расходные статьи в нем не приводили к росту задолженности края. При этом и прошлую задолженность приходится как-то выплачивать.
       Александр Хлопонин взял на вооружение все те методы антикризисного управляющего, которыми ему пришлось овладеть там, где он трудился в прошлом, возглавляя крупнейший горно-обогатительный комбинат России, а потом и один из самых сложных субъектов Крайнего Севера — Таймыр. Чтобы начать работать на таком сложном участке, как Красноярский край, перво-наперво Хлопонину надо было собрать команду, т.е. правительство области. В это правительство вошли не только специалисты, давно известные губернатору по совместной работе. В составе его команды появились управленцы из предыдущей администрации края, наиболее эффективно проявившие себя в ней. К примеру, его заместителем по финансово-экономическому блоку стал Василий Кузубов, а замом по социальной сфере — Татьяна Давыденко. Не забыл Хлопонин лучших управленцев и из городской администрации — замом губернатора по строительству назначен Николай Глушков, а первый заместитель мэра Красноярска Анатолий Матюшенко стал заместителем главы краевой администрации по обеспечению жизнедеятельности населения. По ЖКХ, короче.
       Уже эти назначения показали, что Хлопонин попытался снизить всегдашний высокий накал политических страстей и повернуться в плоскость управления экономическими процессами. В первую очередь любой кризис-менеджер должен разобраться с финансовыми потоками своей корпорации. В Красноярском крае эта корпорация — сам край. А финансовые потоки — это доходные и расходные статьи бюджета. Губернатор пообещал сделать бюджет «жестким и пессимистичным» среди тех статей бюджета, которые он будет финансировать нацело: только платежи за ЖКХ, зарплата бюджетникам, выполнение федеральных законов о ветеранах, северный завоз и затраты на медикаменты. С приходными статьями, естественно, сложнее. Так получилось, что Красноярский край стал регионом монокультурным — целиком зависящим от цветной металлургии. А цветная металлургия (особенно алюминиевая промышленность) — это в первую очередь энергозатраты. И поэтому уже создали рабочую комиссию с участием не только чиновников краевой администрации и энергетиков, но и представителей крупнейших потребителей электроэнергии края. Тех самых цветных металлургов.
       Комиссия определяет теперь, насколько обоснованны эти самые тарифы, и этот вопрос, естественно, также связан с уровнем налогов, поступающих с того же КрАЗа. Вот и появляются у кризис-менеджера Хлопонина рычаги для регулирования финансовых потоков. Однако, если слишком «пережимать» бизнесменов, можно легко добиться прямо противоположного результата. Поэтому приходится заботиться о том, чтобы создать в регионе нормальный климат для бизнесменов, чтобы капиталы не разбегались из края, а, наоборот, приходили в него. И сейчас, по словам губернатора, в крае для капитала «нормальный климат».
       Очевидно, что проблемы края не получится решить безболезненно, в частности, придется поднимать оплату ЖКХ до уровня российских стандартов. Однако тут попытались предусмотреть механизм компенсаций. В новом бюджете на это будет отправлено 4 млрд руб. (против 0,35 млрд руб. в прошлом). И снижение энерготарифов для населения также должно сыграть свою роль.
       Масштаб задач, стоящих перед региональным кризис-менеджером, немал. После победы на выборах прошло совсем немного времени, но есть уже и первые результаты. Уже сегодня у администрации края нет долгов по зарплатам перед бюджетниками, ведутся трудные переговоры по реструктуризации долгов края, антикризисная программа, включающая жесткий бюджет на 2003 г., обсуждается в местном Законодательном собрании и уже получила поддержку многих из тех, кого раньше никак нельзя было обвинить в особой любви к новому губернатору. Впрочем, любви новому губернатору особо и не требуется, результат гораздо важнее.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera