Сюжеты

ЕСЛИ ЖИЗНЬ ОСТАНОВИТСЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЭТОГО НЕ ЗАМЕТИТ

Этот материал вышел в № 91 от 09 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Вокруг все время что-то происходит. Мы даже не замечаем, сколько всего. Возникают новые программы и герои, строятся декорации, пишется музыка, снимаются телефильмы, открываются и продаются каналы и так далее. Аналитики выдают кривые и...


       

   
       Вокруг все время что-то происходит. Мы даже не замечаем, сколько всего. Возникают новые программы и герои, строятся декорации, пишется музыка, снимаются телефильмы, открываются и продаются каналы и так далее. Аналитики выдают кривые и проценты «смотрения», прогнозируя возможные изменения интереса аудитории. Аналитики — они сторонники теорий. Мы же — наблюдатели, мы — практики. Что видим, то поем...
       
       Формы
       Телевидение осваивает новые формы существования. Запущенные прошлой осенью, реальные шоу окрепли как жанр.
       Новый «реальный» телепроект «Фабрика звезд» похож на то, первое — «За стеклом». Герои живут параллельно зрителю. Они объединены неким общим делом, хотя сражается каждый за себя. (Правда, петь ребята не умеют, но речь сейчас не об этом.)
       Зрителю предлагается не просто продукт горячий, только испеченный, но и сам процесс приготовления этого продукта. Трижды в день «Первый канал» показывает выпуски «Фабрики», а обладатели космических тарелок могут видеть «полуфабрикаты» вживую круглые сутки. Без купюр.
       На НТВ есть другой проект, тоже новый, — «Третий лишний». Программа называется «сериалом», видимо, потому, что может длиться бесконечно, однако, на мой взгляд, это то же реальное шоу. Эдакий телевизионный фаст-фуд, продукт быстрого приготовления: в день — по серии. Вкратце объясню суть: трое участников (двое девушек и молодой человек или двое юношей и девушка) проживают вместе один день. Тот, кто в меньшинстве, выбирает себе пару. На следующий день снова появляется кто-то третий. И так далее.
       Героев можно не запоминать: они меняются каждые два-три дня. Неизменными остаются правила: несколько сцен, которые должны проиграть (если угодно, прожить) участники; место и время действия. Программа недостаточно убедительна, поскольку нет явных конфликтов и ярких характеров. Нет ни «фишечки», которая спасла бы программу, ни драматизма, ни изящной романтики, хотя картинки совместных купаний, танцев, боулинга и прогулок бывают весьма умильными.
       Как бы там ни было, телевидение нашло новый формат: здесь, сейчас, все и сразу — и ежедневно. Чтобы не отпустить зрителя. Очень быстро. Зачастую в ущерб качеству.
       
       Люди
       На отечественном ТВ очень много «проблемных» программ: от несерьезной «Большой стирки» («Первый канал») до «Свободы слова» (НТВ) и «Вести +» («Россия»). Кстати, эта новая программа второго канала весьма удачно заняла нишу ежедневных политических ток-шоу. Раньше были только разговоры тет-а-тет, ведущий-герой (когда-то — «Час пик» на тогдашнем ОРТ, теперь — «Смотрите, кто пришел!» на ТВС, «Герой дня» на НТВ). Но все, что есть, — суть обсуждения, разговоры, прения. Ну, жанр такой, что тут сделаешь. Между тем за всеми этими диспутами не видно человека.
       Потому весьма логично, что зрителю, особенно в последнее время, стали нравиться программы о людях: биографические очерки, передачи-портреты, документальные ленты. Например, цикл «Острова» (канал «Культура»), фильмы Бориса Бермана и Ильдара Жандарева — «Витторган. До и после», «Ирина Печерникова. Неоконченный роман», серии передач «Хвост кометы» и «Пестрая лента» (ТВС). Возможно, это не самые рейтинговые проекты, но они качественно и профессионально сделаны, а их аудитория стабильна.
       Говоря о профессионализме, нельзя не вспомнить блистательного журналиста Кирилла Набутова, фильм которого «Розы для Елены Бережной» получил первый приз на недавнем кинофестивале в Лозанне. Автор наблюдал за фигуристкой вроде бы «один день» — и всю жизнь: от первого шага на лед до золотой медали на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити.
       
       Лица
       Перемещения телевизионных персонажей обычно заметны для зрителя. Если нет, вот некоторые из последних. Министр культуры Михаил Швыдкой был и остается ведущим программы «Культурная революция», которая с некоторых пор выходит и на канале «Культура», и на «России» (здесь — повторы).
       Между тем Швыдкой был замечен на актерских посиделках и «капустниках» в передаче Екатерины Уфимцевой «Театр+ТВ» («Россия»). Сначала казалось, что пришел как гость и просто активно включился в беседу. Потом стало понятно: соведущий. Получается очень интеллигентно, часто тепло и по-дружески. Особенно когда гости к министру на «ты»: «Миша, а ты помнишь?» — или что-то в этом роде. Интересно только, когда Швыдкой успевает руководить культурой в стране?
       Бывший ведущий недавно закрывшейся на канале ТНТ программы «Сегоднячко» Константин Цивилев начал свой проект на М 1 «Ближе к бильярду». Приглашенные берут в руки кий и гоняют шары по столу. Но — строго по очереди. Цивилев задает вопрос и делает удар. Его герой отвечает и тоже бьет по шару. Получается такая игра-беседа. В плане бильярда, впрочем, не все участники — мастера…
       На развлекательном канале СТС продолжается кастинг девушек для свежего ток-шоу «Девичьи слезы». Нынешние ведущие — Вероника Кастро и Ксения Белая — они просто никакие. И это не только мы сказали. Руководство канала решило подыскать новые лица и характеры для передачи, а также переделать студию, в которой «Слезы» снимаются.
       
       Деньги
       Объем рекламного рынка в России, по данным компании TNS/Gallup Media, составляет около 2,64 миллиарда долларов. Прирост рекламного бюджета телевидения по сравнению с 2001 годом составил 880 миллионов. Эксперты компании заметили, что сфера телевидения развивается быстрее, чем прочие СМИ.
       Наиболее часто рекламируемые категории товаров: пиво, средства для гигиены рта, средства по уходу за волосами, прохладительные напитки, а также продукты быстрого приготовления. Есть рекламодатели, которые увеличивают затраты на телевизионную рекламу, но медленными темпами, — например, кофе и какао, жевательная резинка, шоколад.
       В будущем году специалисты прогнозируют увеличение инвестиций в телеиндустрию.
       Это значит, грядут перемены. Будут и новые деньги, и новые формы, и новые люди. Наверняка изменения будут такими, что мы не сможем не заметить.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera