Сюжеты

РУССКИЙ ВАГНЕР И НАШ БАКСТ

Этот материал вышел в № 91 от 09 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Снегурочка» в системе Digital для пользователей ПК 29 ноября Большой театр после семи лет строительных работ открыл новую сцену в здании, расположенном в непосредственном соседстве с главным. Филиал, как известно, должен заменить основную...


«Снегурочка» в системе Digital для пользователей ПК
       
       29 ноября Большой театр после семи лет строительных работ открыл новую сцену в здании, расположенном в непосредственном соседстве с главным. Филиал, как известно, должен заменить основную сцену на время капремонта. К этому событию была приурочена и премьера оперы Николая Римского-Корсакова — «весенняя сказочка» «Снегурочка». В приветственном слове министр культуры Михаил Швыдкой как-то неосторожно пошутил, выразив надежду, что в отличие от главной героини оперы здание новой сцены «не растает», а премьер-министр Михаил Касьянов гордо заявил о новых веяниях в одной из «святынь России»: сценическое оборудование действительно было построено по последнему слову техники. В новом здании удалось установить полторы тысячи мощных софитов и электроакустику: звук регулируется при помощи специальной компьютерной программы. Известно и то, что Научно-исследовательский институт строительной физики несколько лет работал над устранением вибрации, которая изначально чувствовалась в зале (под залом проходит ветка метрополитена)…
       
       Одних «Снегурочка» вновь заставила убедиться в досадной неисправимости «замороженного» вокального стиля Большого. Но, к приятному удивлению других, «Снегурочка», написанная в 1881 году, в начале XXI века оказалась поводом к технической революции в театре, а ее автор композитор Римский-Корсаков публично признан русским Вагнером, алчущим растворения в блаженном синтезе искусств...
       
       Явление «Снегурочки» совпа ло с нагрянувшим морозцем и вызвало, как и полагается, самые противоречивые чувства. Интерьеры филиала показали всю роскошь Москвы купеческой — с чрезмерным блеском сомнительных материалов и претензией на вкус. Потолок зрительного зала, списанный вездесущим Церетели с рисунков Бакста, и интимный тускло-зеленый цвет зала создавали ощущение старомодного салона и развлекательного центра одновременно. А в остальном — еще один обыкновенный «классический» театр.
       «Сказочку» про необщую «ускользающую красоту», про «сбой в программе» или генетическую ошибку — своего рода «Антиматрицу» — призвали поставить Дмитрия Белова из Саратова, известного столичному зрителю по спектаклю «Риголетто» (номинация на «Золотую маску» прошлого сезона в области режиссуры). Тогда генеральной идеей постановки была идея девальвации личности в обезличивающей машине порочного шоу-бизнеса. Жертвой, разумеется, оказалась дочь придворного шута — Джильда.
       «Снегурочка», к счастью, осталась жертвой ровно в той мере, в какой ей положено по сказке, — без особой модернизации идеи и прочих профанаций. Сказка осталась сказкой, со всеми полагающимися условностями, без ожидаемых подтекстов философской притчи. Просто ее попытались перенести в цифровую систему.
       Модернизации подверглись технические средства. Союзницей оперы выступило кино. При помощи видеосистемы с тремя огромными мониторами можно было наблюдать за параллельным действием на заднике сцены — видеоконтрапунктом к основному. Эксперимент близок к удачному. Редкое тщание, усердие и прилежание, с каким осуществлялся эксперимент, напоминали не сегодняшние, а настоящие — азартные, не без наивности опыты художников начала ХХ века по поиску синтеза искусств.
       Неуемная фантазия постановщиков соединила находки кристаллографической живописи модерна, богатый звуковой колорит тональностей Римского-Корсакова и достижения компьютерной графики (художник-постановщик — Алена Пикалова, художник по свету — Дамир Исмагилов). Были, наконец, замечены синтетические устремления Римского-Корсакова-импрессиониста, чувствовавшего звук как цвет. Оттого огромную роль в спектакле и заняли цвет и свет.
       Колорит костюмов (художник по костюмам — Мария Данилова) также соответствовал принципу цветового хроматизма: персонажи внезапно всплывали из общего фона. Кристаллы (или монады) постановочной идеи жестко скрепляли структуру спектакля, одновременно как бы визуализируя философию матричности, неизбежного закона природы, которому и противоречило рождение «чуда природы» — Снегурочки, дочери Мороза и Весны.
       В сцене во дворце Берендея его верные жрецы составляют ритуальный шар — аллегорию Земли, — подобно игре в Puzzle. А мягкие декорации похожи на пестрый ковер, сшитый из кристалликов-лоскутков, позаимствованных из палитры врубелевского «Демона».
       Но, увы, при такой мощной и увлекательной технической оснастке уязвимыми остались исполнительские силы. Было ощущение, что Снегурочка здесь не одна: настолько заторможенно и бесстрастно передвигались из угла в угол главные герои. Берендей (Михаил Губский) оказался единственным в своем царстве, действительно владеющим искусством прекрасного пения. Подданных своих он научить не сподобился.
       Весна (Светлана Шилова) отличалась полной неустойчивостью, чтобы не сказать фальшью интонации. Купава (Елена Зеленская) артикулировала свои мольбы столь неотчетливо, что Берендей трижды просил ее: «Сказывай, сказывай!».
       Мизгирь был тих и потому мнимо страстен. Снегурочка же (Елена Брылева) растаяла лишь номинально: слишком тяжелой и непроницаемой казалась ее «колоратура». О зарождении у нее любви не могло быть и речи: она до конца сохранила снегурочью замороженность.
       Более всего силы природы (в смысле главного инстинкта продолжения рода) воплотились в знаменитой «Пляске скоморохов» (как и все остальные танцы и сценическое движение вообще, блестяще поставленные Еленой Богданович), где полуобнаженные танцоры с длинными косами изображали ритуальный пляс с недвусмысленными жестами.
       В отличие от техники вокальные и артистические возможности остались позади нового века.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera