Сюжеты

СТРАНА НЕПУГАНЫХ ОЛИГАРХОВ

Этот материал вышел в № 92 от 16 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Утонувший танкер «Престиж» лишний раз доказал: нефтяные магнаты могут диктовать свои правила всему миру Крушение танкера «Престиж» (Prestige), трагические последствия этой катастрофы для испанского побережья и почти полное отсутствие...


Утонувший танкер «Престиж» лишний раз доказал: нефтяные магнаты могут диктовать свои правила всему миру
       

  
       Крушение танкера «Престиж» (Prestige), трагические последствия этой катастрофы для испанского побережья и почти полное отсутствие ощутимых последствий для хозяев танкера и распорядителей груза лишний раз продемонстрировали удельный вес нефтяного лобби в мировой политике.
       После того как старый танкер пошел на дно, из прибалтийского порта его же курсом для той же фирмы — «Краун Ресорсез» (Crown Resources AG) — отправился точно такой же древний корабль («Бизантио»). То есть хозяева скважин совершенно автономны, неподконтрольны, неподотчетны и продолжают жить своей прибыльной жизнью независимо от мировых потрясений и протестов.
       Почему владельцы и распорядители стратегического сырья могут игнорировать общественное мнение? Потому что именно они «делают» политиков и законы и привыкли диктовать свои условия. Но если в США и Европе научились (и то лишь слегка) ограничивать своих магнатов (два года назад «Бритиш Петролиум» все-таки забраковала танкер «Престиж» и не взяла его в перевозчики), то в России прозрачность олигархических структур — безумно далекая и призрачная перспектива. Все это в комплексе породило множество катастроф — экологических и экономических. А теперь породило и «Престиж».
       Напомним: этот танкер, которым владела либерийская фирма (Mare Shipping Incorporation), шел под багамским флагом, управляла им греческая компания (Universe Maritime, которая теперь решительно отрицает свое участие); годным к плаванию его признали американские чиновники, но в результате катастрофы на испанское побережье нахлынул российский мазут («Новая газета» № 86). Груз принадлежал трейдерской компании «Краун Ресорсез» — швейцарскому юридическому лицу — одной из дочерних структур российской «Альфа-групп». Председатель совета директоров «Крауна» Алексей Кузьмичев одновременно является членом наблюдательного совета «Альфа-групп», а директор по корпоративному развитию и финансам Владимир Плужников был у истоков «Альфы»...
       
       Мы стали выяснять роль российских олигархов в этой истории и поняли, что «Престиж» стал закономерным итогом политики многих российских и зарубежных компаний. Когда утонул танкер, всплыли взаимные упреки корпораций в нечистоплотности, незаконных операциях и использовании теневых схем, которые позволяют уходить от уплаты налогов и получать сверхприбыль. В мутной воде, как известно, легче спрятаться. Оказалось, легче и потонуть.
       Компания «Краун», которой принадлежал мазут и которая через брокеров наняла старый танкер «Престиж» для его перевозки, имеет весьма примечательное прошлое: много лет назад Crown Trade and Finance Inc возникла в офшоре на британских Виргинских островах, затем переместилась в другой офшор — Гибралтар в качестве Crown Trade and Finance Ltd., а в конце июня 2000-го в Швейцарии обосновалась уже как известная нам Crown Resourses AG.
       «Краун» упоминался, по крайней мере, в двух скандалах, связанных с нефтью и финансами. Были судебные процессы — в Нью-Йорке и Лондоне. Материалы американских и английских судов общедоступны.
       Лондон. В материалах английского суда (где «Краун» обвиняла двух трейдеров в получении тайных комиссионных от клиентов, партнеров и брокеров) «Краун» описывали как «сестринскую» компанию «Альфа Эко» (из структуры «Альфа-групп»), международный отдел которой занимается торговлей вне России.
       Значительная часть бизнеса «Крауна», как сказано в документе, основывалась на поставках российской нефти и нефтепродуктов в Западную Европу, что приносило 80—90 млн долларов в месяц. А нефть покупали у «Тюменской нефтяной компании» (ТНК).
       В Англии «Краун» обвиняла брокеров в выводе незаконно полученных денег в подконтрольные им офшорные компании. Брокеры (Холодов и Виноградский) отбивались, как могли. В итоге в суде оказались документы, свидетельствующие о проводках довольно больших денежных сумм через окружавшие «Краун» офшоры. А еще свидетельства о липовых соглашениях и ссылки на людей, близких к руководству «Крауна».
       К примеру, банк, обслуживавший некоторые из офшорок (Bank Natwest Offshore in Douglas, Isle of Man), на всякий случай, не желая быть случайно втянутым в отмывание денег, послал почему-то на адрес Дмитрия Плужникова (а финансами «Крауна», напомним, ведает Владимир Плужников) письмо с просьбой объяснить, почему одна из офшорных фирм «регулярно получает такие большие деньги». Тогда и были изготовлены фальшивые договоры об оказании «консультационных услуг». Причем обвиняемый в подлоге брокер утверждал, что состряпать договоры предложил Дмитрий Плужников, а тот все отрицал.
       Брокеры ссылались также на письмо руководителя «Крауна» Алексея Кузьмичева (одновременно — член наблюдательного совета «Альфа-групп»), в котором он разрешал им организовать специальный денежный фонд. И создать офшорную компанию, на счету которой будут аккумулироваться средства для дополнительных выплат особо успешным работникам.
       Алексей Кузьмичев заявил, что не писал и даже не видел этого письма. А специалист истца («Крауна») провел экспертизу и заявил, что письмо является «подделкой высокого класса».
       Нью-Йорк. Некая группа «Норекс» судилась с «Альфа-групп» и приводила в своем иске удивительную схему использования офшоров при продаже нефти за рубежом. В схеме фигурировали ТНК и «Краун» (в то время — «Краун Трейд энд Файненс) как части «Альфы», а также «Тотал». Выглядела она так: ТНК отпускает нефть «Крауну», тот по минимальной цене продает ее «Тотал» (эта сделка идет для отчета перед налоговиками и таможней), а последний за тот же минимум продает ее назад «Крауну», после чего «Тотал» покупает нефть обратно по мировой цене. А деньги из «Крауна» идут в офшорную фирму, минуя всевозможных государственных контролеров, — по крайней мере, так это видели в «Норексе»...
       
       Офшоры, олигархические компании, банки, денежные проводки... Вы спросите: при чем здесь затонувший «Престиж»? А при том, что героями этой трагической истории по совпадению являются все те же удивительные фирмы и люди. Много раз переродившийся «Краун», которому почему-то не сиделось на месте в нескольких офшорных зонах, странные схемы... Мы не верим в совпадения.
       Офшорные структуры слабо контролируются во всем мире. Для России они и вовсе — темный лес. Поэтому наши олигархи, которые на родине никому не подотчетны, в мировых водах чувствуют себя как дома. А если «как дома», то можно устанавливать свои правила игры — к примеру, экономить деньги, нанимая старую посудину для перевозки мазута. Утонул один танкер — можно, совершенно не стесняясь, нанять другой, столь же дешевый.
       Эти привычки хорошо сочетаются с привычками и правилами, установленными мировыми нефтяными магнатами. В США и Европе они финансируют президентские выборы, они назначают войны, исход и продолжительность которых полностью зависят от того, как ляжет нефтепровод, определяют составы правительств и кабинетов...
       Наши ничуть не хуже, только калибром немного помельче. Спонсируют выборы, законодателей, корректируют политику… И из-за «мелких» неприятностей вроде катастрофы с «Престижем» ровным счетом ничего не теряют. Судно застраховано. Владелец груза получит свои деньги и, как сказал нам источник в «Краун Ресорсез», пожелавший остаться неизвестным, «даже не будет предъявлять претензий кому-либо...». И плевать на то, что Испания и Португалия до сих пор спорят, в чьих водах утонул корабль, а ущерб исчисляется миллиардами долларов. Когда позволено все, остается только удивляться, почему танкеры тонут так редко.
       
       Роман ШЛЕЙНОВ
     
       

   
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
       Крушение танкера «Престиж» может стать самой крупной катастрофой подобного рода. По предварительным оценкам, урон от этой трагедии намного превысит последствия знаменитых аварий танкеров «Торри Каньон» у Великобритании в 1967 году, «Эксон Вальдес» у берегов Аляски в 1989-м и «Эгеан Си» в тех же водах, что и «Престиж», в 1992-м. Последствия аварии «Эксон Вальдес» в денежном эквиваленте составили более семи миллиардов долларов. По масштабам нынешняя утечка примерно в два раза больше.
       Россия, кстати, только чудом избежала участи Испании и Португалии. Разломиться танкер мог и в Балтийском море. Именно там, в латвийском порту Вентспилс, за несколько дней до катастрофы «Престиж» заправлялся нефтью. Если Латвия вступит в Евросоюз (это запланировано на 2003 год), заправлять танкеры в ее портах станет невозможно. Поэтому возить нефть, скорее всего, будут через российские порты на Балтике.
       Но главная проблема не в этом. И по Балтике, и в районе Сахалинского шельфа у нас ходят такие же танкеры – без двойной обшивки. Есть международные соглашения, которые предусматривают, чтобы все суда имели двойной корпус. Но применение этих соглашений мир отложил до 2015 года — и получил «Престиж». Россия двойную обшивку от своих судов тоже не требует.
       Франция, Испания, Италия и Португалия приняли решение проводить инспекцию подобных судов и в случае обнаружения нарушений выдворять их за 200-мильную экономическую зону. В первых числах декабря подобной инспекции подвергся танкер с мальтийским флагом и русским названием «Московский фестиваль», направлявшийся опять же из Таллина в Сингапур. Затем французский флот выдворил из французской экономической зоны судно опять-таки под мальтийским флагом, с нерусским названием Enalious Titan, но с русским мазутом. Пригодным к плаванию этот танкер признала санкт-петербургская инспекция в сентябре этого года.
    


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera