Сюжеты

СТРАНА НЕПУГАНЫХ ОЛИГАРХОВ

Этот материал вышел в № 92 от 16 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Утонувший танкер «Престиж» лишний раз доказал: нефтяные магнаты могут диктовать свои правила всему миру Крушение танкера «Престиж» (Prestige), трагические последствия этой катастрофы для испанского побережья и почти полное отсутствие...


Утонувший танкер «Престиж» лишний раз доказал: нефтяные магнаты могут диктовать свои правила всему миру
       

  
       Крушение танкера «Престиж» (Prestige), трагические последствия этой катастрофы для испанского побережья и почти полное отсутствие ощутимых последствий для хозяев танкера и распорядителей груза лишний раз продемонстрировали удельный вес нефтяного лобби в мировой политике.
       После того как старый танкер пошел на дно, из прибалтийского порта его же курсом для той же фирмы — «Краун Ресорсез» (Crown Resources AG) — отправился точно такой же древний корабль («Бизантио»). То есть хозяева скважин совершенно автономны, неподконтрольны, неподотчетны и продолжают жить своей прибыльной жизнью независимо от мировых потрясений и протестов.
       Почему владельцы и распорядители стратегического сырья могут игнорировать общественное мнение? Потому что именно они «делают» политиков и законы и привыкли диктовать свои условия. Но если в США и Европе научились (и то лишь слегка) ограничивать своих магнатов (два года назад «Бритиш Петролиум» все-таки забраковала танкер «Престиж» и не взяла его в перевозчики), то в России прозрачность олигархических структур — безумно далекая и призрачная перспектива. Все это в комплексе породило множество катастроф — экологических и экономических. А теперь породило и «Престиж».
       Напомним: этот танкер, которым владела либерийская фирма (Mare Shipping Incorporation), шел под багамским флагом, управляла им греческая компания (Universe Maritime, которая теперь решительно отрицает свое участие); годным к плаванию его признали американские чиновники, но в результате катастрофы на испанское побережье нахлынул российский мазут («Новая газета» № 86). Груз принадлежал трейдерской компании «Краун Ресорсез» — швейцарскому юридическому лицу — одной из дочерних структур российской «Альфа-групп». Председатель совета директоров «Крауна» Алексей Кузьмичев одновременно является членом наблюдательного совета «Альфа-групп», а директор по корпоративному развитию и финансам Владимир Плужников был у истоков «Альфы»...
       
       Мы стали выяснять роль российских олигархов в этой истории и поняли, что «Престиж» стал закономерным итогом политики многих российских и зарубежных компаний. Когда утонул танкер, всплыли взаимные упреки корпораций в нечистоплотности, незаконных операциях и использовании теневых схем, которые позволяют уходить от уплаты налогов и получать сверхприбыль. В мутной воде, как известно, легче спрятаться. Оказалось, легче и потонуть.
       Компания «Краун», которой принадлежал мазут и которая через брокеров наняла старый танкер «Престиж» для его перевозки, имеет весьма примечательное прошлое: много лет назад Crown Trade and Finance Inc возникла в офшоре на британских Виргинских островах, затем переместилась в другой офшор — Гибралтар в качестве Crown Trade and Finance Ltd., а в конце июня 2000-го в Швейцарии обосновалась уже как известная нам Crown Resourses AG.
       «Краун» упоминался, по крайней мере, в двух скандалах, связанных с нефтью и финансами. Были судебные процессы — в Нью-Йорке и Лондоне. Материалы американских и английских судов общедоступны.
       Лондон. В материалах английского суда (где «Краун» обвиняла двух трейдеров в получении тайных комиссионных от клиентов, партнеров и брокеров) «Краун» описывали как «сестринскую» компанию «Альфа Эко» (из структуры «Альфа-групп»), международный отдел которой занимается торговлей вне России.
       Значительная часть бизнеса «Крауна», как сказано в документе, основывалась на поставках российской нефти и нефтепродуктов в Западную Европу, что приносило 80—90 млн долларов в месяц. А нефть покупали у «Тюменской нефтяной компании» (ТНК).
       В Англии «Краун» обвиняла брокеров в выводе незаконно полученных денег в подконтрольные им офшорные компании. Брокеры (Холодов и Виноградский) отбивались, как могли. В итоге в суде оказались документы, свидетельствующие о проводках довольно больших денежных сумм через окружавшие «Краун» офшоры. А еще свидетельства о липовых соглашениях и ссылки на людей, близких к руководству «Крауна».
       К примеру, банк, обслуживавший некоторые из офшорок (Bank Natwest Offshore in Douglas, Isle of Man), на всякий случай, не желая быть случайно втянутым в отмывание денег, послал почему-то на адрес Дмитрия Плужникова (а финансами «Крауна», напомним, ведает Владимир Плужников) письмо с просьбой объяснить, почему одна из офшорных фирм «регулярно получает такие большие деньги». Тогда и были изготовлены фальшивые договоры об оказании «консультационных услуг». Причем обвиняемый в подлоге брокер утверждал, что состряпать договоры предложил Дмитрий Плужников, а тот все отрицал.
       Брокеры ссылались также на письмо руководителя «Крауна» Алексея Кузьмичева (одновременно — член наблюдательного совета «Альфа-групп»), в котором он разрешал им организовать специальный денежный фонд. И создать офшорную компанию, на счету которой будут аккумулироваться средства для дополнительных выплат особо успешным работникам.
       Алексей Кузьмичев заявил, что не писал и даже не видел этого письма. А специалист истца («Крауна») провел экспертизу и заявил, что письмо является «подделкой высокого класса».
       Нью-Йорк. Некая группа «Норекс» судилась с «Альфа-групп» и приводила в своем иске удивительную схему использования офшоров при продаже нефти за рубежом. В схеме фигурировали ТНК и «Краун» (в то время — «Краун Трейд энд Файненс) как части «Альфы», а также «Тотал». Выглядела она так: ТНК отпускает нефть «Крауну», тот по минимальной цене продает ее «Тотал» (эта сделка идет для отчета перед налоговиками и таможней), а последний за тот же минимум продает ее назад «Крауну», после чего «Тотал» покупает нефть обратно по мировой цене. А деньги из «Крауна» идут в офшорную фирму, минуя всевозможных государственных контролеров, — по крайней мере, так это видели в «Норексе»...
       
       Офшоры, олигархические компании, банки, денежные проводки... Вы спросите: при чем здесь затонувший «Престиж»? А при том, что героями этой трагической истории по совпадению являются все те же удивительные фирмы и люди. Много раз переродившийся «Краун», которому почему-то не сиделось на месте в нескольких офшорных зонах, странные схемы... Мы не верим в совпадения.
       Офшорные структуры слабо контролируются во всем мире. Для России они и вовсе — темный лес. Поэтому наши олигархи, которые на родине никому не подотчетны, в мировых водах чувствуют себя как дома. А если «как дома», то можно устанавливать свои правила игры — к примеру, экономить деньги, нанимая старую посудину для перевозки мазута. Утонул один танкер — можно, совершенно не стесняясь, нанять другой, столь же дешевый.
       Эти привычки хорошо сочетаются с привычками и правилами, установленными мировыми нефтяными магнатами. В США и Европе они финансируют президентские выборы, они назначают войны, исход и продолжительность которых полностью зависят от того, как ляжет нефтепровод, определяют составы правительств и кабинетов...
       Наши ничуть не хуже, только калибром немного помельче. Спонсируют выборы, законодателей, корректируют политику… И из-за «мелких» неприятностей вроде катастрофы с «Престижем» ровным счетом ничего не теряют. Судно застраховано. Владелец груза получит свои деньги и, как сказал нам источник в «Краун Ресорсез», пожелавший остаться неизвестным, «даже не будет предъявлять претензий кому-либо...». И плевать на то, что Испания и Португалия до сих пор спорят, в чьих водах утонул корабль, а ущерб исчисляется миллиардами долларов. Когда позволено все, остается только удивляться, почему танкеры тонут так редко.
       
       Роман ШЛЕЙНОВ
     
       

   
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
       Крушение танкера «Престиж» может стать самой крупной катастрофой подобного рода. По предварительным оценкам, урон от этой трагедии намного превысит последствия знаменитых аварий танкеров «Торри Каньон» у Великобритании в 1967 году, «Эксон Вальдес» у берегов Аляски в 1989-м и «Эгеан Си» в тех же водах, что и «Престиж», в 1992-м. Последствия аварии «Эксон Вальдес» в денежном эквиваленте составили более семи миллиардов долларов. По масштабам нынешняя утечка примерно в два раза больше.
       Россия, кстати, только чудом избежала участи Испании и Португалии. Разломиться танкер мог и в Балтийском море. Именно там, в латвийском порту Вентспилс, за несколько дней до катастрофы «Престиж» заправлялся нефтью. Если Латвия вступит в Евросоюз (это запланировано на 2003 год), заправлять танкеры в ее портах станет невозможно. Поэтому возить нефть, скорее всего, будут через российские порты на Балтике.
       Но главная проблема не в этом. И по Балтике, и в районе Сахалинского шельфа у нас ходят такие же танкеры – без двойной обшивки. Есть международные соглашения, которые предусматривают, чтобы все суда имели двойной корпус. Но применение этих соглашений мир отложил до 2015 года — и получил «Престиж». Россия двойную обшивку от своих судов тоже не требует.
       Франция, Испания, Италия и Португалия приняли решение проводить инспекцию подобных судов и в случае обнаружения нарушений выдворять их за 200-мильную экономическую зону. В первых числах декабря подобной инспекции подвергся танкер с мальтийским флагом и русским названием «Московский фестиваль», направлявшийся опять же из Таллина в Сингапур. Затем французский флот выдворил из французской экономической зоны судно опять-таки под мальтийским флагом, с нерусским названием Enalious Titan, но с русским мазутом. Пригодным к плаванию этот танкер признала санкт-петербургская инспекция в сентябре этого года.
    


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera