Сюжеты

МУСОРНЫЙ ВЕТЕР И ВЕТВИ ВЛАСТИ

Этот материал вышел в № 92 от 16 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Местным чиновникам невыгодно оздоровление налоговой системы Всеобщая эйфория по поводу экономического роста в России постепенно сменяется растущим чувством тревоги. Как отмечается в аналитическом докладе Всемирного банка, «на протяжении...


Местным чиновникам невыгодно оздоровление налоговой системы
       
       Всеобщая эйфория по поводу экономического роста в России постепенно сменяется растущим чувством тревоги. Как отмечается в аналитическом докладе Всемирного банка, «на протяжении 2002 года макроэкономические показатели России несколько улучшились, но темпы роста стабилизировались на более низком уровне, чем в прошлом году».
       Согласно отчетным данным в России рост ВВП составил 3,9% за первое полугодие 2002 года в отличие от 5% за тот же период прошлого. Что касается «последнего козыря России» — нефтяного экспорта, то конъюнктура спроса на «черное золото» остается труднопрогнозируемой, что, конечно, не добавляет оптимизма экономистам.
       Все это вынуждает правительство активнее искать пути стимулирования экономики. В этом плане большие надежды кабинет возлагает на налоговую реформу, которая с переменным успехом идет уже третий год. Было бы несправедливо утверждать, что в этом плане в России все плохо. Наоборот, некоторые из предпринятых нынешним правительством мер эксперты называют «налоговым прорывом». Например, снижены ставки подоходного налога и налога на прибыль, частично упорядочена система льгот. А недавно премьер-министр Михаил Касьянов на заседании кабинета пообещал снизить в будущем году уровень налогообложения до менее чем 31% ВВП по сравнению, например, с 34% в 2000 году. Кроме того, с нового года планируется «оздоровить» налоговую систему путем окончательного отказа от оборотных налогов.
       На этом пункте программы действий правительства стоит остановиться подробнее. Оборотные налоги, то есть уплачиваемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), давно признаны, по сути, «нерыночными», сдерживающими системное экономическое развитие. Ведь чем больше у предприятия оборот, тем больше оно вынуждено платить. Такая постановка вопроса лишает менеджмент предприятий стимула к расширению производства.
       Здесь выявляется еще одна «головная боль» правительства — инвестиции, в том числе иностранные, которые правительство всеми способами зазывает в российскую экономику. Кстати, инвестиционный рост в России во втором квартале составил всего 2,5%. Это очень мало. И хотя в первой половине года общее количество инвестиций вроде бы увеличилось, уровень прямых инвестиций в экономику снизился. Несомненно, свою негативную роль сыграло здесь и наличие в экономике страны оборотных налогов.
       Но еще более тревожит то, что оборотные сборы должны платить не только успешные предприятия, но и те, которые погрязли в долгах. Таким образом, для последних этот вид налогов не что иное, как финансовая кабала.
       Осознавая все это, правительство пообещало окончательно отменить оборотные налоги уже в ближайшее время. Однако меры, направленные на их упразднение, встречают противодействие со стороны местных властей. По двум причинам. Во-первых, эти платежи поступали в местные бюджеты. Во-вторых, они достаточно легко собирались. Поэтому неудивительно, что, поняв перспективу потери такого источника дохода, чиновники на местах настойчиво ищут ему «симметричную» замену.
       После недавнего упразднения оборотного налога на пополнение дорожного фонда органы местного самоуправления в некоторых регионах стали наращивать сборы, находящиеся в их ведении. В частности, в эту категорию попал сбор на уборку территории. Поскольку согласно закону «Об основах налоговой системы в РФ» его размер определяется местными органами власти и не имеет законодательно установленного верхнего предела, местные власти кое-где не устояли перед соблазном превратить его в оборотный налог. Например, так произошло в Кемеровской области, где «мусорный» сбор установлен в объеме 1% с оборота. В итоге получилось, что решения федеральной власти в плане стимулирования роста национальной экономики через оптимизацию налоговой системы на местах фактически дезавуируются.
       Нужно отметить, что федеральный Центр предвидел такое развитие событий. Еще весной этого года в Государственную Думу был представлен законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» , согласно которому максимальный объем сбора за уборку территории не должен превышать 3% от фонда оплаты труда предприятия.
       Проект закона был позитивно встречен в правительстве и администрации президента и единогласно принят в трех чтениях в Думе. При этом выяснилось, что некоторые депутаты настроены в отношении «мусорного» сбора еще более радикально. Так, по словам зампредседателя Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Максима Коробова, от него «следует вообще отказаться, то есть не обременять им предприятия. Это — социальная нагрузка, и она должна ложиться на бюджет, но не на бизнес, — считает депутат. — Не его дело платить за уборку территорий, его задача — в полной мере рассчитываться с бюджетом».
       
       Между тем 13 ноября Совет Федерации неожиданно наложил на данный законопроект «категоричное» вето, отрезав тем самым пути к согласительным процедурам, обычно практикуемым в случаях разногласий между палатами. Однако думцы настроены оптимистично. «Я думаю, мы преодолеем вето Совета Федерации, — заявил член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Валерий Гальченко. — Принимая законопроект, депутаты действовали «в соответствии с обнародованной правительством концепцией по снижению налогового бремени, а также учетом того, что постепенно мы отказываемся от оборотных налогов».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera