Сюжеты

ТРУДНЕЕ ВСЕГО СЫГРАТЬ САМОГО СЕБЯ

Этот материал вышел в № 92 от 16 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Подведены итоги 3-го конкурса неигрового кино «Лавровая ветвь» В Политехе — скопление. Отрадное для глаз и ностальгическое для души. Заметны актеры, режиссеры, писатели, журналисты, телеведущие. То есть те, кто часто в кадре или возле...


Подведены итоги 3-го конкурса неигрового кино «Лавровая ветвь»
       

  
       В Политехе — скопление. Отрадное для глаз и ностальгическое для души. Заметны актеры, режиссеры, писатели, журналисты, телеведущие. То есть те, кто часто в кадре или возле него. Остальные же — их большинство — люди, которых не знают в лицо. И даже по титрам — не всегда. Напрасно. Авторов документального кино надо бы знать. Они оставляют свидетельства эпохи, фиксируют время, протоколируют — в лучшем смысле слова — жизнь. Это такие историки, которые знают, как было раньше, и представляют, как будут выглядеть наши дни, спустя десятилетия. Потому что у них все ходы записаны.
       
       В течение года Гильдия неигрового кино и телевидения проводила третий национальный конкурс «Лавровая ветвь». Жюри, состоящее из 32 мэтров кино— и телеискусства, отсмотрело более 300 работ — документальных и научно-популярных фильмов, телевизионных репортажей, короткометражных и полнометражных неигровых картин, снятых на кино— и видеопленку. Согласно правилам гильдии, выдвигаться на соискание премии могут «фильмы и программы, снятые на языках народов России в любой стране мира и оконченные производством не ранее июля 2001 г.». Из всех работ, представленных на конкурс, в финале оказалось 27 претендентов на призовую статуэтку.
       Церемонию в Политехническом музее вела известная телекритик Ирина Петровская. Была она не одна, а с тапером. Как в пору расцвета немого кино, сидел он там же, на сцене, за роялем, и сопровождал музыкальными подводками выходы призеров и гостей. И был тапером не кто-нибудь, а сам Александр Журбин — российско-американский композитор, директор Нью-Йоркского фестиваля российского кино, автор музыки к многочисленным операм, мюзиклам и фильмам, в том числе документальным.
       Кто получит «Лавр» «За вклад в кинолетопись в 2002 году», было известно заранее. Теледеятель Андрей Разбаш, член Гильдии неигрового кино и телевидения, так сказал об этом человеке:
       — Когда-то он не был принят в Академию художеств. Может быть, если бы он поступил, академия уберегла бы нас от другого грузина — Церетели. И Москва была бы чуть легче.
       Но тогда, скорее всего, не было бы ни «Весны на Заречной улице», ни «Двух Федоров», ни «Июльского дождя», ни «Послесловия». Какое все-таки счастье, что юный Марлен Хуциев провалил экзамены в академию...
       — А провалился я совершенно справедливо, — получив «Лавр», сказал режиссер, — потому что не знал, что палитра нужна для того, чтобы смешивать на ней краски. И перед приемной комиссией накладывал и мешал их прямо на холсте.
       Помимо художественных фильмов Марлен Хуциев снял несколько документальных лент, в том числе «Люди 41-го года» и «Алый парус Парижа». Последняя картина — это несколько цветных зарисовок французской столицы. Невозможно поверить, что когда-то автор ничего не знал о красках.
       По традиции мэтр вручил «Лавр» лучшему дебютанту конкурса. Им стала Ирина Уральская — единоличный автор сценария, режиссер и оператор документального фильма «1000 С». (С — это градусы Цельсия, температура плавления металла.)
       Вообще-то Уральская — профессиональный оператор. Ее имя будут называть еще дважды во время церемонии. В номинации «Лучший полнометражный неигровой фильм, снятый на кинопленке» победит «Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя» (автор сценария — О. Агишев, режиссер — А. Осипов). А лучшим короткометражным неигровым фильмом станет «Просто жизнь» (автор сценария и режиссер — М. Разбежкина). Обе ленты сняла Ирина Уральская, продюсер — Наталья Желтухина.
       Та же «Охота на ангела» удостоится еще одного «Лавра» — за звук. Гильдия ежегодно отмечает «лучших по профессии». В 2001 году были операторы. В этом — звукорежиссеры, точнее один — Дмитрий Конюшенко.
       В номинации «Лучший документальный сериал, цикл документальных телепрограмм» оказались крайне интересные работы: проекты «Последний герой» и «За стеклом-1», которые мы называем reality-show. «Документальными» они стали потому, что все происходило вживую, на самом деле, без сценарных заготовок и было с той или иной степенью достоверности изложено. Но «застеколье» в финал не попало вовсе, а «Последний герой» стал третьим лишним. Лучшими документальными сериалами были названы «Тайны забытых побед» (авт. сцен. — Я. Голованов, Б. Головня, Б. Смирнов, реж. — Б. Головня, К. Орозалиев, Б. Смирнов) и цикл программ Александра Зиненко «Однажды в России» (реж. — Е. Немых, Н. Васькова). Премию вручал телеведущий Андрей Максимов, который признался, что с ним случилось потрясение: он вышел на сцену под Журбина...
       Другим потрясением того вечера стал Александр Ф. Скляр, исполнивший драматичное «Танго журналиста». Про стакан и карман, в которых пусто, и про сердце, в котором нет чувства. Он знаменовал собой самую телевизионную номинацию среди документальных — «Лучший репортаж». Для вскрытия конверта с именем получившего приз был приглашен «мозговед» Андрей Бильжо. Он не стал рассказывать, как обычно, «про маленькую психиатрическую больницу», а назвал репортаж самым трудным информационным жанром, а документальный репортаж — эдаким мини-кино. Призовую статуэтку получил все тот же Александр Зиненко, автор фильма «Колея» (из цикла «Однажды в России», НТВ).
       Научно-популярный фильм «Врачебная тайна» (цикл «Исторический детектив», телеканал «Россия») был назван лучшим в этой номинации.
       «Лучший неигровой короткометражный фильм», по мнению гильдии, — «Дневник беглеца» (авт. сцен. — О. Барковская, REN TV).
       Обладателем же «Лавра» как «Лучший полнометражный неигровой фильм, или фильм, снятый на видео» стала лента кировского документалиста Алексея Погребного «Извините, что живу» — монолог женщины-инвалида. Эта работа, кстати, получила в этом году премию «ТЭФИ-Регион» в Екатеринбурге.
       …Выходившие на сцену Политеха говорили много: о трудностях жанра и времени. И о том, что «Лавр», в сущности, — главное доказательство жизни кино.
       Большой экран, к сожалению, для документалистики утрачен. Но ведь есть телевидение. Еще один свидетель эпохи.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera