Сюжеты

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ПОШЕЛ НА «РИСК»

Этот материал вышел в № 92 от 16 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Единственный музей, где папы могут само-утверждаться в глазах своих детей, отметил 130-летие «Никита опять расскажет нам об Аристотеле, обращая внимание на категорию знания и проблему творчества, а вы не забывайте о споре материалистов с...


Единственный музей, где папы могут само-утверждаться в глазах своих детей, отметил 130-летие
       

   
       «Никита опять расскажет нам об Аристотеле, обращая внимание на категорию знания и проблему творчества, а вы не забывайте о споре материалистов с идеалистами» — так в Политехническом музее начинается урок алгебры. Или философии? Марина Юрьевна Харина, директор авторской школы «Риск», преподает оба предмета, и, по ее словам, действительно получается, что уравнение не решить без философской категории подобия, а знание трактовки числа Лосевым поможет постичь пространство математической задачи.
       В 1991 году учительский энтузиазм случайно встретился с родительским недовольством общеобразовательной системой, и родилась школа с концепцией межпредметного обучения, в названии которой на самом деле нет ничего экстремального: «Риск» — «Развитие индивидуальных способностей каждого». На 16 этико-философских категорий — таких, как «пространство», «время», «красота», — нанизываются все школьные предметы.
       И никакого гуманитарного уклона — химия в полном объеме, с опытами и таблицами. Обычные образовательные стандарты, контрольные и госэкзамены — тем более многие выпускники школы учатся в технических вузах, а один мальчик даже пошел в летчики. Просто он знает о тех основаниях бытия, где литература сходится с физикой. «Ведь физика сложна именно тем, что она предельно умозрительна. И нужно заронить в сознание ребенка чувственное понятие, которое необходимо в науке. То самое четкое абстрактное мышление, неотделимое от гуманитарного… А когда учишься интерпретировать одночлен как картину, — не остается места для скуки» — считают здесь.
       У школы есть научный руководитель, психолог, концепция поддержана Институтом педагогических новаций, а в 1993-м вообще повезло — из пустующих районных библиотек школа перекочевала под крышу Политехнического музея. Из этого соседства получилась не только веселая школьная жизнь, но и новый цикл экскурсий в музее, основанный на межпредметных принципах.
       Объединяющие межпредметные уроки имеют театрализованный уклон — раз в полгода каждый класс делает спектакль. На моих школьных уроках не задавали придумывать одежду для менестрелей и не рассказывали, как наградили Аристотеля за то, что он учил Александра Македонского. Интригует и само здание, где в кабинет самого-самого главного директора тебя ведут не по парадной лестнице с коврами, а через узкие сводчатые коридоры, ступенчатые лабиринты и незаметные на фоне стены двери. А навстречу — не чиновники в костюмах, а строители с ведрами штукатурки. Музею рисуют праздничный «макияж»: на днях Политеху исполняется 130 лет — и за все годы ни одной пластической «операции».
       Гурген Григорьевич ГРИГОРЯН не просто директор Политехнического музея — он доктор технических наук, и в его кабинете взгляд цепляется за многочисленные книги...
       
       — Гурген Григорьевич, как государственный музей пошел на «Риск»? Зачем вообще пускать под крышу какую-то частную школу, если можно сдавать эту площадь в аренду?
       — К нам пришли люди, далекие от традиций системного среднего образования, — и возникло доверие к их интересным идеям, к системному подходу. Причем это та система, которая не обесценивает предметность, а с детства формирует целостное мировоззрение.
       — Работа школы как-то изменила музей? Что в нем сейчас самое интересное?
       — Мы сами стали иначе относиться к содержательной части музейного фонда. В профессиональном музейном деле есть термин «информационный потенциал» музейного собрания — расширяющаяся система информационного сообщения, поучительная информация. Благодаря «Риску» мы увидели новые проекции информационного потенциала, варианты его использования.
       — Чем вы сейчас «берете» посетителя?
       — Мы должны его «брать» тем, чем положено, — экспозицией. Но пока не все можем. Пользуемся своей уникальностью. Наш музей — единственный, где папы могут самоутверждаться в глазах своих детей. Трудно представить, что в массе своей папы способны самоутверждаться в консерватории. К сожалению, сегодня мы не можем предоставить тот уровень комфорта, который заслуживают наш посетитель и наш музей. Мы живем в «больном» здании, не отвечающем современным стандартам.
       — В качестве прообраза системного подхода школы «Риск» можно вспомнить игру в бисер из романа Гессе, искусство связывать в одном орнаменте алхимию и языкознание. Уместна ли здесь аналогия с единством всех наук в стенах музея?
       — В научном знании перед тобой неожиданно открываются связи между живой, неживой природой и обществом. А в 1872 году музей-то был основан с прагматичной целью — преодолеть отсталость, чтобы грамотные люди помогали России пробуждаться навстречу реформам Александра II. Начинался как просветительское учреждение, потом был агитатором и витриной, а с 1934 года — предтечей ВДНХ. Потом попал в объятия Всесоюзного общества «Знание». Сейчас музей хранит и изучает памятники науки и техники. Задача наша — популяризация основ техники и пропаганда ее истории. Цель нашей пропаганды — формировать научное мировоззрение, в духе того, что завещал В.И. Вернадский.
       — В вашем кабинете столько несовместимых вещей: портреты основателей музея и картина московского концептуалиста, ковер с вытканным зданием Политехнического и огромная карта Европы, компьютер и милый антикварный шкафчик…
       — Это не шкафчик! Обыкновенный граммофон из музейного фонда — должно у директора быть хоть что-то. Вот смотрите! (Открывает крышку, опускает иглу — зажурчала пластинка. На пластинке написано: «Танго. Шум у моря».) Да, в юности страдали… А вы когда-нибудь танцевали под такую музыку? Нет? Вот и у меня времени не хватает. (Строгий взгляд на часы — и следующий посетитель.)
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera