Сюжеты

СНИМАЕТСЯ ЛЮБОВЬ

Этот материал вышел в № 93 от 19 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

У новой передачи ТВС — огромный потенциал. Но не более того На самом деле люди ненавидят любовь. Когда они видят это прекрасное и большинству из них неведомое потрясение чувств, они сбиваются в стаи, становятся агрессивными и в конце...


У новой передачи ТВС — огромный потенциал. Но не более того
       
       На самом деле люди ненавидят любовь. Когда они видят это прекрасное и большинству из них неведомое потрясение чувств, они сбиваются в стаи, становятся агрессивными и в конце концов забивают ногами это чувство, такое беззащитное и совершенно непонятное им. Убив же любовь, они пьют вино и дружно празднуют победу.
                                                                                                  А. Грин
       


       Когда я узнала, что на ТВС начали проект под названием «Любовные истории», мне очень захотелось познакомиться с авторами замысла. Ведь на эту тему, во-первых, столько уже сказано. А во-вторых, на нашем телевидении, столь богатом на разные темы, так не хватает одного. Любви настоящей, непридуманной.
       Одну из передач я смотрела, не переключаясь, как обычно, на другие телеканалы. При всей неоднозначности замысла и воплощения это было то, что всегда неизбежно «задевает» зрителя. Во-первых, потому что нефальшиво. Во-вторых — спорно. Конечно, скажут мне, любовь бесполезно осуждать и обсуждать. Это как катастрофа или стихийное бедствие, которое не берет в рассчет, в каком вы возрасте, чине, звании или семейном положении. И какие тут могут быть разговоры? Просто история любви.
       Благодаря Петрарке мир узнал Лауру. Но помимо романтической возлюбленной у Петрарки были еще законная жена Роза и четверо детей, о которых не знает никто. Любовь очень часто сопровождает страшная несправедливость.
       Кто не помнит всемирно известную пару фигуристов, первых олимпийских чемпионов в танцах на льду Людмилу Пахомову и Александра Горшкова? Это они подарили миру «Аргентинское танго» и вальс на музыку Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад». Кажется, не было на свете мужчины и женщины, в такой мере созданных друг для друга. Но в конце 80-х Людмилы не стало. Александр, ушедший на тренерскую работу, воспитывал дочь Юлю. Но потом в жизни Александра появилась Ирина. И у Александра возникла новая семья. Камера придирчиво рассматривает ее, новую избранницу олимпийского чемпиона: безупречно красивое лицо блондинки, искренняя, добрая улыбка, стройная фигура, мягкие манеры.
       Зритель, в памяти которого осталась Людмила Пахомова, не может отказаться от внутреннего сравнения. Да, в Ирине нет ничего от роковой женщины. Она спокойная и домашняя. И зритель понимает, что это совершенно иной тип красоты. И личности.
       Авторы истории привели мнение на сей счет друзей семьи Горшковых. Но все и так ясно. Александр Горшков, по словам его друга актера Александра Домогарова, сам по натуре мягкий, ранимый, уязвимый человек, видимо, нашел именно ту женщину, которая была предназначена ему судьбой, а не спортом.
       За кадром осталась другая часть семейной драмы: мать покойной Людмилы практически лишила Александра Горшкова контактов с дочерью.
       При всех недомолвках и сценарных многоточиях это именно то, что может зацепить зрителя, заставить его всю неделю спорить, кто тут прав, а кто виноват.
       Я не могу предречь такую же судьбу другой передаче из цикла «Любовные истории»: «О ревности как разновидности болезни». Он полюбил ее с первого взгляда, и она ответила ему взаимностью. Ее звали Софья, его — Анатолий. Вскоре они поженились. В общем-то абсолютно заурядная история, если бы не одно обстоятельство. Не реализовав себя в профессии, Софья решила найти себя в материнстве. И тут на первый план вышел муж, который сценами диковатой какой-то ревности, постоянными необъяснимыми уходами из дома неизбежно привел дело к трагедии: у Софьи произошел выкидыш.
       Я не понаслышке знаю, что хотя бы одна трагедия, связанная с нерожденным ребенком, способна разрушить семью. Конечно, можно все простить и попробовать снова, но оставшееся в душе будет терзать и ранить непрестанно. Причем обоих. Женщина никогда, до конца дней своих, не простит мужчину, из-за которого она потеряла желанного ребенка.
       Нам же предлагают вялотекущий сюжет с постоянными реминисценциями: он любит ее, она беременеет, он ревнует ее со всеми вытекающими сценами, и у нее снова происходит выкидыш. И вместо того чтобы пересмотреть свое отношение к жене да и к себе, этот невменяемый, извините, муж начинает изобретать лекарство против выкидышей. И весь этот рассказ перемежается какими-то мелкими дрязгами, выраженными в закадровых репликах типа: «И тогда он ударил ее (жену) и страшно ругался». Или: «Потом он разорался вдруг и дверью хлопнул». И так далее в том же духе.
       Не верю. Ну не верю я, чтобы уважающая себя женщина, движимая инстинктом материнства, терпела такое годами. Не верю!!!
       «Любовная история» про изумруды — это, на мой взгляд, история не о любви, а об изумрудах. Ибо главный герой сюжета — камень таинственной Изиды. Если в двух словах, то пары влюбленных соединяют руки и сердца, узнавая, что у каждого из них есть пара одинаковых изумрудных колец. Что-то похожее на восточную сказку, не правда ли?
       Она, конечно, красивая, эта история. Но ты посмотрел ее — и забыл. Не задело, что называется. Вообще-то обидно, что «Любовные истории» становятся все больше зрелищем для домашнего просмотра «узкого круга ограниченных людей», как говорят немцы. А жаль. Ведь мы знаем, что любовь может быть такой разной! И страстной, и нежной, и трагичной, и возвышенной. Но никогда она, любовь, не будет тождественной бытовой мелодраме.
       Пока я вижу в «Любовных историях» ТВС огромный потенциал, не более того. А сколько достойных сюжетов могла бы подарить эта передача! Вот всего несколько тем: любовь Иосифа Кобзона к Анне Герман, певицы Валентины Пономаревой к своему аккомпаниатору Косте (который, к слову, моложе ее на 27 лет). И последнее. Я не уверена, что все «Любовные истории» должны быть увидены женским взглядом, к которому мы так привыкли. Возможно, надо снимать острее, жестче, а порой и безжалостнее. Так, как это чаще всего, к сожалению, и бывает в жизни.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera