Сюжеты

СНИМАЕТСЯ ЛЮБОВЬ

Этот материал вышел в № 93 от 19 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

У новой передачи ТВС — огромный потенциал. Но не более того На самом деле люди ненавидят любовь. Когда они видят это прекрасное и большинству из них неведомое потрясение чувств, они сбиваются в стаи, становятся агрессивными и в конце...


У новой передачи ТВС — огромный потенциал. Но не более того
       
       На самом деле люди ненавидят любовь. Когда они видят это прекрасное и большинству из них неведомое потрясение чувств, они сбиваются в стаи, становятся агрессивными и в конце концов забивают ногами это чувство, такое беззащитное и совершенно непонятное им. Убив же любовь, они пьют вино и дружно празднуют победу.
                                                                                                  А. Грин
       


       Когда я узнала, что на ТВС начали проект под названием «Любовные истории», мне очень захотелось познакомиться с авторами замысла. Ведь на эту тему, во-первых, столько уже сказано. А во-вторых, на нашем телевидении, столь богатом на разные темы, так не хватает одного. Любви настоящей, непридуманной.
       Одну из передач я смотрела, не переключаясь, как обычно, на другие телеканалы. При всей неоднозначности замысла и воплощения это было то, что всегда неизбежно «задевает» зрителя. Во-первых, потому что нефальшиво. Во-вторых — спорно. Конечно, скажут мне, любовь бесполезно осуждать и обсуждать. Это как катастрофа или стихийное бедствие, которое не берет в рассчет, в каком вы возрасте, чине, звании или семейном положении. И какие тут могут быть разговоры? Просто история любви.
       Благодаря Петрарке мир узнал Лауру. Но помимо романтической возлюбленной у Петрарки были еще законная жена Роза и четверо детей, о которых не знает никто. Любовь очень часто сопровождает страшная несправедливость.
       Кто не помнит всемирно известную пару фигуристов, первых олимпийских чемпионов в танцах на льду Людмилу Пахомову и Александра Горшкова? Это они подарили миру «Аргентинское танго» и вальс на музыку Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад». Кажется, не было на свете мужчины и женщины, в такой мере созданных друг для друга. Но в конце 80-х Людмилы не стало. Александр, ушедший на тренерскую работу, воспитывал дочь Юлю. Но потом в жизни Александра появилась Ирина. И у Александра возникла новая семья. Камера придирчиво рассматривает ее, новую избранницу олимпийского чемпиона: безупречно красивое лицо блондинки, искренняя, добрая улыбка, стройная фигура, мягкие манеры.
       Зритель, в памяти которого осталась Людмила Пахомова, не может отказаться от внутреннего сравнения. Да, в Ирине нет ничего от роковой женщины. Она спокойная и домашняя. И зритель понимает, что это совершенно иной тип красоты. И личности.
       Авторы истории привели мнение на сей счет друзей семьи Горшковых. Но все и так ясно. Александр Горшков, по словам его друга актера Александра Домогарова, сам по натуре мягкий, ранимый, уязвимый человек, видимо, нашел именно ту женщину, которая была предназначена ему судьбой, а не спортом.
       За кадром осталась другая часть семейной драмы: мать покойной Людмилы практически лишила Александра Горшкова контактов с дочерью.
       При всех недомолвках и сценарных многоточиях это именно то, что может зацепить зрителя, заставить его всю неделю спорить, кто тут прав, а кто виноват.
       Я не могу предречь такую же судьбу другой передаче из цикла «Любовные истории»: «О ревности как разновидности болезни». Он полюбил ее с первого взгляда, и она ответила ему взаимностью. Ее звали Софья, его — Анатолий. Вскоре они поженились. В общем-то абсолютно заурядная история, если бы не одно обстоятельство. Не реализовав себя в профессии, Софья решила найти себя в материнстве. И тут на первый план вышел муж, который сценами диковатой какой-то ревности, постоянными необъяснимыми уходами из дома неизбежно привел дело к трагедии: у Софьи произошел выкидыш.
       Я не понаслышке знаю, что хотя бы одна трагедия, связанная с нерожденным ребенком, способна разрушить семью. Конечно, можно все простить и попробовать снова, но оставшееся в душе будет терзать и ранить непрестанно. Причем обоих. Женщина никогда, до конца дней своих, не простит мужчину, из-за которого она потеряла желанного ребенка.
       Нам же предлагают вялотекущий сюжет с постоянными реминисценциями: он любит ее, она беременеет, он ревнует ее со всеми вытекающими сценами, и у нее снова происходит выкидыш. И вместо того чтобы пересмотреть свое отношение к жене да и к себе, этот невменяемый, извините, муж начинает изобретать лекарство против выкидышей. И весь этот рассказ перемежается какими-то мелкими дрязгами, выраженными в закадровых репликах типа: «И тогда он ударил ее (жену) и страшно ругался». Или: «Потом он разорался вдруг и дверью хлопнул». И так далее в том же духе.
       Не верю. Ну не верю я, чтобы уважающая себя женщина, движимая инстинктом материнства, терпела такое годами. Не верю!!!
       «Любовная история» про изумруды — это, на мой взгляд, история не о любви, а об изумрудах. Ибо главный герой сюжета — камень таинственной Изиды. Если в двух словах, то пары влюбленных соединяют руки и сердца, узнавая, что у каждого из них есть пара одинаковых изумрудных колец. Что-то похожее на восточную сказку, не правда ли?
       Она, конечно, красивая, эта история. Но ты посмотрел ее — и забыл. Не задело, что называется. Вообще-то обидно, что «Любовные истории» становятся все больше зрелищем для домашнего просмотра «узкого круга ограниченных людей», как говорят немцы. А жаль. Ведь мы знаем, что любовь может быть такой разной! И страстной, и нежной, и трагичной, и возвышенной. Но никогда она, любовь, не будет тождественной бытовой мелодраме.
       Пока я вижу в «Любовных историях» ТВС огромный потенциал, не более того. А сколько достойных сюжетов могла бы подарить эта передача! Вот всего несколько тем: любовь Иосифа Кобзона к Анне Герман, певицы Валентины Пономаревой к своему аккомпаниатору Косте (который, к слову, моложе ее на 27 лет). И последнее. Я не уверена, что все «Любовные истории» должны быть увидены женским взглядом, к которому мы так привыкли. Возможно, надо снимать острее, жестче, а порой и безжалостнее. Так, как это чаще всего, к сожалению, и бывает в жизни.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera