Сюжеты

«ЭРМИТАЖ» И ЕГО АТЛАНТЫ

Этот материал вышел в № 93 от 19 Декабря 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Пятнадцать лет назад Московский театр миниатюр в саду «Эрмитаж» стал театром «Эрмитаж». Перемена имени — перемена судьбы. Что отпразднуют здесь 21 декабря? Режиссер Михаил Левитин, художники — от Давида Боровского до Светланы Калининой,...


       
       Пятнадцать лет назад Московский театр миниатюр в саду «Эрмитаж» стал театром «Эрмитаж». Перемена имени — перемена судьбы. Что отпразднуют здесь 21 декабря?       
       Режиссер Михаил Левитин, художники — от Давида Боровского до Светланы Калининой, композитор Владимир Дашкевич, чья музыка — душа многих спектаклей «Эрмитажа», актеры — Ольга Остроумова, Любовь Полищук, Виктор Гвоздицкий, Дарья Белоусова, Борис Романов, Ольга Левитина — создают театр поэтический по сути. Цвет, жест, гротеск — в основе действа. Карнавал, схваченный за горло бедным и суровым бытом ХХ века, — стихия спектаклей.
       И поздравляют театр их коллеги — поэты. Каждый — в своем жанре. Поэт-мим Слава Полунин и поэт-мультипликатор Андрей Хржановский.
       
С НАДЕЖДОЙ НА СОВМЕСТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
       Миша, дорогой Миша, поздравляю тебя и твой замечательный театр с праздником, который всегда нам приносит столько удовольствия, потому что это праздник детища, которому мы отдаем всю свою жизнь.
       Это праздник театра, праздник нашей судьбы.
       Для меня театр — больше чем жизнь, потому что все лучшее, что сосредоточено в жизни, сосредоточено именно в театре. И я думаю, что большинство из вас тоже считают театр, как и я, своим домом и своей семьей.
       Поэтому огромные поздравления и надежда на то, что вы будете так же, как и прежде, потрясающе работать и пускать таких сумасшедших, как мы, в свой театр, в свою душу, и я надеюсь, что у нас будут еще с вами совместные приключения, и жду новых встреч.
       Слава ПОЛУНИН
       
САД, ГДЕ МЕЙЕРХОЛЬД И КАЧАЛОВ ВСЕ ЕЩЕ БЕГУТ НАПЕРЕГОНКИ
       «Эрмитаж» — место намоленное, если можно так сказать про сокровенные сюжеты не только веры, но также культуры и частной жизни. Каждый раз, приближаясь к этому месту, я думаю о том, что возле тех вон тополей у входа, возможно, стояли И.М. Москвин и В.В. Лужский и, сдвинув котелки на затылок, спорили до хрипоты, была ли выдержана пауза в сцене царя Федора и Шуйского, а на них смотрел в подзорную трубу из окон своего дома напротив Константин Сергеевич Станиславский.
       Да-да, из окон принадлежавшего Алексеевым дома с грифонами на крыше, в котором большевики решили как-то разместить гараж для автомобилей ВЧК — той самой ВЧК, которую Константин Сергеевич путал с ГУМом, да так стремительно претворили в жизнь свое решение, что Константин Сергеевич не успел даже произнести: «Не верю!». А пока вовсе еще не старый, но заранее поседевший Станиславский переводит трубу на лужайку, где соревнуются в беге наперегонки Мейерхольд и Качалов, и, выждав, когда проедет извозчик, Станиславский кричит через Каретный Ряд: «Пустое это дело, Василий Иванович, — пробовать обогнать Мейерхольда, ведь у него ноги длиннее…». И снова смотрит в трубу. А потом деликатно отводит ее в сторону, потому что в окуляр попадает парочка, которая целуется на четвертой от входа скамейке дальней аллеи…
       Сегодняшний театр «Эрмитаж», руководимый Михаилом Левитиным, так же молод и беспечен, как Станиславский до экспроприации собственности. Театр этот не похож ни на какой другой московский театр. Может быть, оттого, что Левитин на время спектаклей высаживает в саду и на сцене одесские платаны, чья кора напоминает пятнистую шкуру оленя (в этом ему помогает его земляк Юрий Олеша); сгоняет на луг лошадей и женщин (и тут не обходится без помощи другого земляка) и обсуждает с Даниилом Хармсом вопрос переезда с Надеждинской в Петрограде куда-нибудь подальше от тех, «кто стучится в дверь ко мне», — ну, скажем, на 16-ю станцию Большого Фонтана…
       Я не театровед и не возьму на себя непосильную миссию создания портрета этого театра и его автора (а как ни крути, Левитин является подлинным автором сегодняшнего театра «Эрмитаж»).
       Но я иду в этот театр, движимый интуицией, в силу которой зверье выискивает среди тысячи растений именно ту «заячью капусту» или «кукурузные рыльца», которые содержат в себе необходимый витамин, а то и лекарство.
       И чаще всего интуиция не подводит меня…

       
       "Новая Газета" №93

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera