Сюжеты

ГОСТЕЛЕРАДИОАКТИВНОСТЬ

Этот материал вышел в № 03 от 16 Января 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В прошлом году Россия потратила на космос 9,74 млрд рублей. На военную реформу – 16,55 млрд. На Гостелерадио – 9,5 млрд. В новом, 2003 году сответствующие строчки бюджета содержат другие цифры. На космос будет потрачено 7,65 млрд, на...


       
       В прошлом году Россия потратила на космос 9,74 млрд рублей. На военную реформу – 16,55 млрд. На Гостелерадио – 9,5 млрд.
       В новом, 2003 году сответствующие строчки бюджета содержат другие цифры. На космос будет потрачено 7,65 млрд, на реформу армии — 15,8 млрд, на государственные электронные СМИ – 11,02 млрд рублей.
       Почему на ТВ и радио государство выделяет в новом году денег больше? Ответ достаточно очевиден: экономить на электронной обработке массового сознания накануне выборов было бы опрометчиво. Однако возникает и другой вопрос: куда идут деньги (как видно, это суммы, сопоставимые с космическими расходами страны), которые государство «закачивает» в эфир?
       Сегодня в России работают два государственных и несколько частных телеканалов. Каналы НТВ, СТС, ТВС и REN TV – частные, то есть принадлежат частным акционерам. Бизнес частной компании основан на принципе самоокупаемости: доходы от основной деятельности должны быть, по крайней мере, не меньше, чем расходы на нее. Как и в любом бизнесе, здесь случаются неожиданности, и они не всегда приятны. Например, после кризиса 1998 года рынок рекламы сжался, рекламные доходы упали, из-за чего телекомпании были вынуждены пользоваться банковскими кредитами и обращаться к своим акционерам за финансовой поддержкой.
       Прежде чем компания встанет на ноги, приходится делать крупные первоначальные инвестиции. Причем эффект от этих вложений появляется с некоторым временным лагом и зависит от ряда различных факторов – от качества корпоративного управления до экономической ситуации в стране в целом.
       ОРТ и РТР – телеканалы государственные, принадлежат государству и получают деньги от государства. Экономические законы в отношении этих компаний действуют не совсем так, как в отношении частных телеканалов. Потому что важную статью их доходов представляет господдержка. Конечно, здесь результат тоже равен разнице между доходами и расходами. Но господдержка практически не имеет лимитов, поэтому сама психология управления государственным телеканалом весьма специфична. Нет смысла слишком стараться, чтобы работать прибыльно, — все равно государство даст денег сколько нужно.
       Поскольку государство рассматривает свои СМИ в большей степени как инструмент политики, нежели как хозрасчетную единицу, то и требования государства к своим телеканалам неэкономические. Иными словами, если, допустим, РТР должным образом освещает происходящие в стране и в мире события, значит, его задачи выполнены. Если телеканал к тому же смог заработать прибыль – прекрасно, если нет – тоже не беда, за все будет заплачено из бюджета. (Небольшое, но важное уточнение: государственные телеканалы в России никогда не были эффективными с экономической точки зрения — они всегда потребляли бюджетные деньги. Поэтому приведенный выше пример с прибылью — достаточно абстрактный.)
       Телевизионщики уже подвели финансовые итоги 2002 года. Настоящей сенсацией стал тот факт, что канал НТВ завершил год с прибылью: 15,4 млн долларов. Это первый из федеральных каналов, который остался в плюсе после долгой череды убыточных лет. По словам руководства REN TV, доходы этой телекомпании также оказались в минувшем году выше расходов. ТВС не смог похвастать прибылью, но согласно многочисленным заявлениям менеджмента курс на экономическую самостоятельность не будет пересматриваться: только прибыль от текущей деятельности является индикатором управленческой эффективности. СТС также заявил о своей прибыльности.
       На фоне этих заявлений молчание руководства двух государственных телеканалов не может не озадачивать. Госканалы получают львиную долю денег с рекламного рынка плюс бюджетное финансирование. Наверное, их финансовое положение должно быть блестящим? Ответ на этот вопрос неизвестен. Ситуация тем более странная, если принять во внимание, что получающее бюджетные деньги государственное телевидение априори должно быть прозрачным.
       Проблема — в специфике управления государственным телеканалом, о которой говорилось выше. Уверенность в том, что государство покроет из бюджета любые убытки, позволяет, по меньшей мере, не перенапрягаться в работе плюс создает почву для злоупотреблений. Непрозрачные, запутанные финансы телеканала не позволяют главному акционеру – государству – разобраться в ситуации и оценить эффективность работы менеджмента. Более того, положение с дотированием из бюджета фактически подталкивает к завышению издержек и занижению доходов: ведь чем больше убытки, тем больше денег поступит от государства.
       В принципе госканалы могут существовать без господдержки. Если государство будет требовать от своих СМИ той же эффективности, какую акционеры частных телеканалов требуют от их менеджмента, из бюджета можно будет вычеркнуть строчку «телевидение и радиовещание». И тратить десять миллиардов в год на что-нибудь полезное. Например, на реформу армии.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera