Сюжеты

1000 МИЛЬ РОЖДЕСТВА

Этот материал вышел в № 03 от 16 Января 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Новая газета» попала в число финалистов международной парусной регаты Парусные гонки тоже можно считать зимним видом спорта. Незадолго до Нового года, в конце декабря, Средиземное море от Турции до Израиля было расцвечено флагами яхт...


«Новая газета» попала в число финалистов международной парусной регаты
       


       Парусные гонки тоже можно считать зимним видом спорта. Незадолго до Нового года, в конце декабря, Средиземное море от Турции до Израиля было расцвечено флагами яхт первой международной Восточно-Средиземноморской рождественской регаты. Стартовав из турецкого Мармариса, четырнадцать крейсерских яхт с экипажами из Турции, Израиля и России финишировали в израильском городе Герцлия. Российская команда была сформирована парусным агентством «Marin.ru». В составе экипажа — представители «Радио «Шансон», производителя спортивной одежды для экстремальных видов спорта фирмы «Баск» и – «Новой газеты».
       
       Нос – по ветру!
       Зима в Средиземноморье – понятие относительное. После предновогодних московских морозов море с температурой воды в двадцать градусов кажется издевательски теплым. Даже при сильном ветре в полдень можно расхаживать в одной футболке, а то и вовсе загорать. Зато по ночам обязательно поднимался пронизывающий ветер, разгуливались волны, приходили грозовые тучи с ливнями, а иногда и градом. Спасает только качественная спортивная одежда – к примеру, как наши «непромоканцы» компании «Баск». И все-таки для жителей нашего сурового климата средиземноморский декабрь — почти что лето.
       Начало регаты было назначено на полдень 23 декабря. Уже к одиннадцати часам яхты стали подтягиваться к месту старта — внешнему рейду бухты Мармариса. Все предвещало легкое и приятное начало гонки: дул легкий бриз, с моря катились небольшие волны, светило по-осеннему ласковое солнце. Зато прямо перед стартовой отмашкой судей погода преподнесла неприятный сюрприз: ветер «скис». Весь наш небольшой флот столпился у стартовой линии, толкая друг друга и стараясь пройти между судейским судном и стартовой линией – оказаться «в гонке». Ветра хватало только на то, чтобы противостоять той самой легкой и приятной волне с моря, превратившейся в злейшего врага.
       Первыми из толкучки вырвались израильтяне на яхте «Golden Toy» — единственной спортивной лодке регаты. Мы идем за лидером, перекрывая ветер всей регате. Положение обязывает: как-никак наша команда в серьезном «профессиональном» дивизионе. Дело в том, что за границей высшая квалификация яхтсмена – это «Ocean master». А устроители приравняли к этой категории наши любительские капитанские дипломы, переведя нас в разряд профессионалов. Нам пришлось этой оценке соответствовать.
       Остальные участники регаты, как и мы, идут на тяжелых яхтах, большинство из которых взяты в аренду у чартерных компаний и предназначены не для гонок, а для отдыха. Именно это обстоятельство и определило победителя: израильская команда яхты «Golden Toy» (самая «спортивная» из всех участников регаты) оторвалась от основной группы более чем на сутки. Кстати, на гонку отводилось ровно 5 дней — не уложившиеся в контрольное время из борьбы выбывали.
       После неторопливого старта яхты разбрелись по морю в поисках ветра. И ветер пришел — к кому раньше, к кому позже... Началась обычная морская жизнь.
       
       Романтика порционно
       В нашей команде в самый последний момент произошли изменения: вместо двух сильных гонщиков с нами отправились молодые ребята, едва знакомые с морем. А вообще-то нас семеро: капитан Алексей Кульчинский, второй шкипер Анатолий Житников, корреспондент «Радио «Шансон» Юрий Абросимов, оператор независимой телекомпании «Графитти» Михаил Савельев и трое новичков — Тимур Литвиненко, Евгений Ременник и Владимир Кириллов.
       Обычно в протяженных морских гонках вахты распределяют на троих рулевых. У нас же рулевых оказалось всего двое, поэтому каждому пришлось стоять за штурвалом полновесные 12 часов. В конце гонки все просто валились с ног, а наш второй шкипер даже умудрился заснуть на официальной церемонии награждения… Свободный от вахты экипаж занимается хозяйством. Приготовление еды, к примеру, превращается в настоящую эквилибристику: управиться с газовой плитой, подвешенной от качки на специальном карданном подвесе, может только очень ловкий человек.
       А качает здесь сильно. Настоящий характер зимнего Средиземноморья проявился сразу. Приближение обещанного в прогнозе циклона мы почувствовали в первую же ночь. Как только стемнело, появились тучки. Ветер усилился, и вот, еще не оправившись от недавнего штиля, мы уже летим в полной темноте со скоростью 10 узлов.
       После четырех часов ночной вахты засыпаешь как убитый. А днем — опять чистое небо, легкий ветерок и небольшие облачка на горизонте. Яхты разбросало так, что мы друг друга практически не видим. Иногда то с одной, то с другой стороны на горизонте появится едва различимый контур паруса. В отдалении курсирует «пастух» – сопровождающий гонку турецкий военный корабль. Однажды всю ночь мы старательно обходили неизвестный теплоход, два огня которого маячили ровно по нашему курсу. К утру выяснилось, что это светил проглядывающий сквозь облака месяц…
       У нас появился пассажир: выбившаяся из сил после долгого перелета маленькая птичка. Обычно такие попутчики сопровождают моряков в океане, для Средиземноморья это довольно необычно. Рядом с яхтой, в прозрачной воде, неподвижно «зависла» крупная морская черепаха. Из нее, правда, спутник получился ненадежный: заметив суету размечтавшегося о черепаховом супе экипажа, бронированная Тортилла неторопливо растворилась в глубине моря…
       
       …Идем милях в тридцати параллельно турецкому берегу. Раннее утро. Свежий ветерок. Небольшая волна. Прилетает чайка и начинает кружить над лодкой. Наш оператор Миша смотрит мутным взглядом на белоснежную птицу, но все-таки идет за фотоаппаратом и делает пару снимков, после чего снова ложится спать. Через некоторое время народ начинает просыпаться и вылезать на палубу. А чайка продолжает кружить вокруг яхты. Вновь проснувшийся смотрит на чайку, потом на Мишку, будит его и предлагает сделать пару снимков чайки. Когда его будят четвертый раз, Миша напоминает кипящий чайник. Последним просыпается капитан. Долго смотрит на чайку, потом задумчиво спрашивает Мишу: «Скажи мне, пожалуйста, что делает один толстый, когда другой толстый просит его сделать пару снимков прекрасной чайки?». Ответ был длинным и развернутым, с упоминанием родственников кэпа до седьмого колена.
       
       Наши в городе
       Несмотря на наш скепсис, метеорологи оказались правы: в открытом море нас встретил циклон. На утро вторых суток восток заслонила огромная грозовая туча, которую нам пришлось «объезжать». Углубляться в водоворот циклона нельзя – унесет в сторону Египта. Отойти подальше тоже не получится – там мертвый штиль. Идем вдоль бровки грозового фронта. Юра, корреспондент «Шансона», который каждые три часа передавал перипетии регаты в прямой эфир, в один из сеансов спутниковой связи объявляет «Большой земле» об изменении маршрута: «Вместо Израиля идем в Африку. Там теплее…». Край тучи мы увидели одновременно с израильским берегом. До финиша оставалось 25 миль и восемь часов оставшегося контрольного времени.
       8 часов утра 29 декабря – мы подошли к Тель-Авиву. Слышим, как турецкий корабль связывается по рации с израильскими пограничниками: докладывает о цели визита. По израильским правилам большие иностранные суда должны это делать за 50 миль до берега, а малые – за 25. На берегу поднимается легкая паника: диспетчеры, девушки-солдаты израильской армии, приняли законные полсотни миль за пять и решили, что в территориальные воды Израиля проникла армада потенциальных захватчиков. «Вар шип?!!» – с непередаваемым ужасом и сугубо одесским акцентом переспрашивает турецкого капитана дежурная израильская погранесса….
       10 часов 29 декабря. Видим финиш — до него миля. Ветер катастрофически слабеет: штиль. Настроение падает с каждой минутой. Связываемся с оргкомитетом гонки. Кричим в рацию, чтобы у нас принимали финиш. 11 часов 52 минуты 29 декабря – на общем радиоканале раздаются поздравления с завершением гонки от самых разных людей. Оказывается, на рации «залипла» кнопка и нас слышали на 25 миль вокруг. Мы успели: финишировали за 8 минут до окончания контрольного времени, заняв четвертое место в профессиональном дивизионе. Самое главное – мы дошли до финиша под парусами. Пять (в том числе две из профессионального дивизиона) яхт из 14 не выдержали переменчивого зимнего моря и сошли с дистанции.
       Вечером — церемония награждения и фуршет для участников регаты в большом шатре неподалеку от здания местного яхт-клуба. Тосты, поздравления, речи… Правда, приз – большая стеклянная чаша – так никому и не достался: в самый торжественный момент его выронил и вдребезги разбил капитан победившей команды.
       Среди гостей — странного вида господин, изъясняющийся в отличие от большинства собравшихся на безукоризненном русском языке. Стоит по стойке «смирно», лицо – как каменная маска. Попытались было его разговорить, но нас одернули: «Вы что, это же российский посол!». Оказалось, он специально прибыл для награждения соотечественников.
       — Кого вы официально представляете? – поинтересовался он у нас.
       — Да себя и представляем, – степенно отвечаем мы. – Собрались и пошли гоняться…
       — А что же я тогда здесь делаю? Частные лица – это ведь не мой уровень…
       
       Дорога домой
       В Израиле закончилась только первая часть путешествия – нужно было вернуть взятую напрокат яхту в чартерную компанию. 30 января мы двинулись в обратный путь. Ближайшая цель – Северный Кипр (турецкая часть острова) — место, где мы надеялись встретить Новый год. По пути к нам присоединился один из экипажей турецкого организатора регаты — яхтенной школы «Гекова яхтинг». В шесть часов вечера 31 декабря мы отшвартовались у пирса Фамагусты – городка турецкой части острова. Короткое общение с портовыми властями и обычные предновогодние хлопоты. Наши турецкие друзья отправились отмечать Новый год в казино, а мы решили все сделать по-домашнему – ведь наша лодочка за время гонки стала для нас самым настоящим домом. Тем более что елку и музыку «Радио «Шансон» мы привезли с собой.
       Путь в турецкую яхтенную столицу – Мармарис – занял у нас три дня. Наше путешествие закончилось. Мы прошли больше тысячу морских миль, побывали в трех странах, участвовали в международной регате и встретили Новый год в совершенно необычном месте. И все это за две недели. Хотите попробовать? Приходите в парусное агентство «Marin.ru».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera