Сюжеты

ЭЛЬДОРАДО ДЛЯ БЮРОКРАТОВ

Этот материал вышел в № 04 от 20 Января 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Целые полосы с рассказами о прекрасном сегодняшнем дне и еще более прекрасном будущем российской столицы, как, впрочем, и ряда других городов мира, сменяли друг друга минувшей осенью на страницах лондонской «Файненшл таймс» и еще некоторых...


       
       Целые полосы с рассказами о прекрасном сегодняшнем дне и еще более прекрасном будущем российской столицы, как, впрочем, и ряда других городов мира, сменяли друг друга минувшей осенью на страницах лондонской «Файненшл таймс» и еще некоторых солидных западных изданий. Естественно, на правах рекламы. Города эти, а именно: Москва, китайский Шанхай, мексиканский Керетаро, южнокорейский Еосу и польский Вроцлав, претендовали на проведение всемирной выставки «ЭКСПО-2010». Реклама была рассчитана не на рядовых читателей даже этих элитарных СМИ, а на узкий конклав Международного бюро выставок. Именно он решал, какой город выбрать.
       
       Неблагодарное занятие — сравнительный анализ рекламы, размещенной в разных СМИ городами-претендентами. Все постарались и потратили максимум возможного на платные объявления о своей непревзойденности. СМИ, не упуская случая заработать, могли устанавливать специальные тарифы.
       Рекламные ролики крутились в эфире телевизионных каналов, в частности международной компании «Евроньюс», солидная доля акций которой принадлежит российскому государственному телевидению. По некоторым данным, за московскую рекламу «Евроньюс» было уплачено более 1 млн евро. К рекламе в СМИ следует добавить всевозможные выставки и презентации с участием больших чиновников, бизнесменов, артистов, королев красоты и прочих фигур. На них кандидаты в устроители «ЭКСПО» тоже не жалели денег.
       Москва проиграла Шанхаю. Московские отцы города поздравили с победой «достойного и сильного соперника», а неофициально посетовали, что китайцы, мол, дали на рекламу и презентации гораздо больше денег, поэтому и выиграли.
       Наверное, действительно больше. Но не думаю, что образ городов формировался лишь платной рекламой. Вот заголовки почти всех сообщений и статей о Москве и Шанхае, напечатанных за последние полгода в газете «Интернешнл геральд трибюн».
       Сначала о Москве: «Москва проверяет продукты питания, которые разве что не светятся в темноте» (о продуктах из Чернобыля), «Похищение топ-менеджера потрясло даже Москву» (о похищении Кукуры), «В Москве убит губернатор региона» (об убийстве магаданского губернатора). Далее следуют репортажи с Дубровки: «Чечня в Москве», «Газом убиты 115 заложников», «Массовое убийство в Москве». Возвращаемся к будням: «Бездомные ощутили московский мороз», «Москва мужается перед новой угрозой атаки чеченских повстанцев».
       А вот про Шанхай: «Шанхайский праздник изобилия» (о силуэте города небоскребов и электрической феерии), «Лоскутки Шанхая» (об артистах, художниках, спортсменах и других знаменитостях города), «Почему Шанхай?» (о беспрецедентном превращении города за десять лет в космополитичный международный центр), «Шоу-бизнес: Шанхай против Голливуда» (о конкурсах Высокой моды, съемках кино и т.д.), «Шанхай-ауто» покупает акции в сделке «Дженерал моторс» — «Дэу», «Дженерал моторс» хочет делать в Шанхае двигатели», «Прорыв западного дизайна в Шанхае», «Шесть часов в Шанхае» (о росте иностранного туризма), «Шанхайский порт привлек большой интерес» (о капиталовложениях западных инвесторов).
       Сравните два приведенных выше абзаца и догадайтесь с одного раза, который из городов вызовет у читателей больше симпатий. Допускаю, что часть публикаций про Шанхай проплачена. Но где же проплаченные статьи про Москву? Впрочем, даже если бы они и были, солидная газета не может жить одной «джинсой».
       Возникает ощущение, подкрепленное впечатлением: Россия в Европе не использовала свои рекламные возможности, которые даже при политически не лучшем раскладе могли перевесить многие иные соображения.
       

     
       P.S. В одном из следующих номеров я представлю мнение генерального секретаря Международного бюро выставок, которое выбирало победителей.
       P.P.S. Сколько бы ни говорили про «засилье Китая», суммы, выделенные на еврорекламу им и Москвой, были схожи. Но иероглифов было много больше кириллицы.
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera