Сюжеты

«КАМАЗ», ВОПИЮЩИЙ В ПУСТЫНЕ

Этот материал вышел в № 04 от 20 Января 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Наши экипажи побеждают на ралли «Париж—Дакар». Это совпало с акционерным собранием на знаменитом заводе Полный газ — и вперед! В Набережных Челнах внимательно следят за двумя событиями, происходящими одновременно: за международным...


Наши экипажи побеждают на ралли «Париж—Дакар». Это совпало с акционерным собранием на знаменитом заводе
       

   
       Полный газ — и вперед!
       В Набережных Челнах внимательно следят за двумя событиями, происходящими одновременно: за международным внедорожным ралли «Телефоника Дакар-2003» и за акционерным собранием на КамАЗе.
       Последние сообщения с трассы: за три этапа до финиша впереди идет машина Владимира Чагина, а экипаж Фирдауса Кабирова вырвался на третье место. Руководитель пресс-службы КамАЗа Алексей Шилободин передает из Египта высказывания гонщиков.
       «Сегодня на камнях и колдобинах я практически не тормозил. Полный газ — и вперед! И мы разогнались так, что начали обгонять легковые автомобили лидирующей группы», – это говорит Фирдаус Кабиров.
       «В кабине так колошматило, что я подумал: уж не газ ли заклинило? А может, при такой тряске Фирдаус просто не попадает ногами на педали?» — комментирует член его экипажа Ильгизар Мардеев.
       Последние сообщения с акционерного собрания: Илья Клебанов не приехал, а Внешторгбанк, владеющий едва ли не 20 процентами уставного капитала, ввел своих новых представителей в совет директоров. Рабочие завода, владеющие считанными акциями, потребовали выплаты дивидендов, но генеральный директор Сергей Когогин сообщил, что завод может выплатить лишь по два рубля за акцию и что компании дороже обойдутся почтовые расходы.
       Гонки захватывают сильнее, но решения собраний влияют на жизнь простых работников КамАЗа гораздо больше. Завод не должно трясти на колдобинах рынка, а менеджеры обязаны жать на педали безошибочно.
       За неполные три десятка лет предприятие прошло трассу не меньшей сложности, чем Париж—Дакар. Созданный с проектной мощностью 150 тысяч грузовиков в год, завод был монстром, имевшим свои железнодорожные ветки и трамвайные парки, жилищную сферу и «Водоканал», дворец шахмат и несколько футбольных команд (в том числе и женскую)... КамАЗ был любимцем страны. Здесь в цехах пел Высоцкий, здесь Евтушенко писал: «Творю намаз тебе, КамАЗ!» И кто бы мог подумать, что лозунг семидесятых годов «КамАЗ строит вся страна!» трансформируется после пожара и банкротства в «КамАЗ спасает вся страна!».
       Ну а после реструктуризации долга в миллиард долларов любовь к КамАЗу сменилась расчетом его новых совладельцев. Они произвели крупные структурные и кадровые преобразования, конвейер, простаивавший по полгода, тронулся, и люди стали с надеждой посматривать на редко открывающееся окошечко кассы.
       
       Счастье на песке
       — Юбилейное ралли будет для нас особенным, — заявил перед отъездом во Францию руководитель команды «КамАЗ-мастер» Семен Якубов. – Неожиданные изменения в регламенте гонки поставили нас в нелегкое положение: мы были вынуждены в кратчайшие сроки сделать, по существу, новый автомобиль. Перенос двигателя на переднюю ось повлек за собой изменения во всей конструкции машины: в трансмиссии, коробке передач, мостах. Установлен кузов совершенно другой формы…
       Заводу пришлось срочно изготовить небольшую серию из 15 обновленных машин «КамАЗ-4911» — по требованиям регламента гонки проводятся на серийных машинах. Серийные аналоги были выставлены рядом с гоночными на торжественных проводах команды. И, говорят, новыми внедорожниками уже заинтересовались нефтяники и газовики, армия и спецслужбы.
       Что же касается опыта гонщиков, то камазовские пилоты еще в начале девяностых фотографировались на фоне египетских пирамид, а указ о награждении того же Семена Якубова орденом за победу в ралли «Париж—Дакар-91» подписывал еще президент СССР Михаил Горбачев. С 1989 года числятся в призерах престижных соревнований и нынешние лидеры — 41-летний Фирдаус Кабиров и 32-летний Владимир Чагин.
       От гонок минувших лет остались не только медали и фотографии. Всякое случалось на соревнованиях. В ливийских песках уже лет десять стоит закопченный остов «Кам-АЗа», сгоревшего на трассе (пожарные машины в гонках, к сожалению, не участвуют). Организаторы ралли сохранили его как ориентир на маршруте, и камазовские экипажи, проезжая мимо, сбавляют ход и тревожно сигналят. Что тут скажешь? Спортивное счастье гонщиков построено на песке.
       
       Чего он моргает?
       В минувшем году КамАЗ выпустил 20 056 грузовиков. Это меньше, чем в 2001-м, зато экспорт вырос более чем в два раза. Здесь не скрывают, что от результатов нынешнего авторалли зависит финансовое благополучие предприятия.
       — Эта гонка напрямую связана с нашим коммерческим успехом в тех регионах, где она будет проходить, — сказал, напутствуя гонщиков, генеральный директор Сергей Когогин.
       Потери на внутреннем рынке менеджеры КамАЗа объясняют экспансией подержанных грузовиков иностранных фирм. Доля продаж грузовых иномарок у нас, оказывается, возросла в два с лишним раза. Ну, словом, наблюдаются те же дела, что и с легковыми машинами. Покупатель не замечает, как ему моргает фарами отечественный производитель.
       Еще три года назад КамАЗ каждый грузовик выпускал себе в убыток. То есть чем больше поработаешь, тем больше убытков получишь. Выход на безубыточный уровень в апреле 1999 года отмечался пресс-конференциями с фуршетами, тоже почти безубыточными. А вскоре на КамАЗе приняли амбициозный бизнес-план: в 2005 году довести объем производства до 3,5 миллиарда долларов. Пока никаких миллиардов что-то не видать, но на заводе стараются оптимизировать расходы. Так стараются, что доводят дело до конфликтов уже не на экономической, а на национальной почве. Совсем недавно возник скандал, связанный с намерением руководства КамАЗа из экономии закрыть заводскую газету «Нур», выходящую на татарском языке. Представители татарской общественности выступили с заявлением в защиту интересов 25 тысяч камазовцев-татар, которые могут лишиться возможности читать о жизни предприятия на родном языке. Конечно, все они владеют русским, но о тех же успехах автогонщиков приятнее прочитать на двух языках.
       
       В заключение хочется рассказать забавную историю. В начале 70-х один из жителей Набережных Челнов, захваченный всеобщим энтузиазмом великой стройки, назвал новорожденного сына Камазом. Лет через 20 появилось сообщение, что молодой человек поменял имя. Может, потому, что над ним без конца подшучивали, а может, потому, что одноименный завод в ту пору подошел к банкротству. Так вот, есть теперь у предприятия стимул: добиться таких успехов, чтобы тот челнинец пошел в загс и снова записался Камазом.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera