Сюжеты

ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ

Этот материал вышел в № 05 от 23 Января 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Адаптация» и «Часы» — фильмы-лидеры «оскаровской» гонки Предоскаровская гонка выходит на финишную прямую. Среди ее лидеров всеобщее внимание привлекают как раз те картины, которые нетипичны для Голливуда. Речь даже не о «Пианисте» Романа...


«Адаптация» и «Часы» — фильмы-лидеры «оскаровской» гонки
       


       Предоскаровская гонка выходит на финишную прямую. Среди ее лидеров всеобщее внимание привлекают как раз те картины, которые нетипичны для Голливуда.
       Речь даже не о «Пианисте» Романа Поланского, снятом в Европе и получившем каннскую «Золотую пальмовую ветвь», а ныне реально претендующем на «Оскара».
       И среди фильмов, снятых на американской почве, есть два, выделяющихся не просто интеллектуализмом, но интеллектуализмом литературным. Что для Америки, страны, мягко говоря, не очень читающей, и вовсе удивительно.
       
       Автор сценария культового кинофильма «Быть Джоном Малковичем» Чарльз Кауфман в соавторстве со своим братом Дональдом написали сценарий «Адаптации». Он — о том, как после успеха «Быть Джоном Малковичем» автору сценария Чарльзу Кауфману предложили написать сценарий по книге «Вор Орхидей» нью-йоркской журналистки Сьюзан Орлин (ее играет Мэрил Стрип). Книга посвящена флоридскому охотнику за болотными орхидеями (Крис Купер). Чарльз Кауфман (по сюжету «Адаптации») привлек к работе брата Дональда.
       Фильм получился похожим на изысканное каприччио: один сюжет встраивается в другой, а тот — в третий, и они рвут друг друга на куски. Орхидеи, оказывается, используются для изготовления наркотиков по древнему методу индейского племени семинолов, обитающего во Флориде. Журналистка, мало того, что становится любовницей героя своей книги (то есть входит непосредственно в ее сюжет), но и быстро привыкает к орхидейному наркотику. Автор сценария влюбляется в героиню своего сценария и попадает в жестокую «орхидейно-наркотическую» передрягу.
       Режиссер Спайк Джоунс снял на этом замысловатом материале черную комедию, в которой свел три гравитационных полюса американского бытия: интеллектуальный Нью-Йорк, разгульный Лос-Анджелес и пропитанную субтропическими болотными миазмами Флориду. Эти полюса настолько мощны, что человек, перемещаясь от одного к другому, неминуемо ломает свою психику, подчиняясь иным правилам игры.
       Обоих братьев Кауфманов играет один актер — Николас Кейдж. После блистательной работы в «Покидая Лас-Вегас», принесшей ему «Оскара», племянник Фрэнсиса Копполы вошел в элиту киноискусства США, но десяток проходных работ отодвинули его было в тень... В «Адаптации» же Кейдж обнаружил новые стороны своего незаурядного таланта. Отчетливо видимым стал благодаря «Адаптации» и Крис Купер, до того игравший обычно незамысловатых парней в побочных сюжетных линиях. Нынче же, можно не сомневаться, его рабочий график будет расписан на годы вперед. Игра же Мэрил Стрип — на уровне самой Мэрил Стрип. Кажется, что эта актриса вообще не знает провалов…
       Что и подтвердил фильм «Часы», где Стрип играет одну из главных ролей. В оригинале фильм называется The Hours, что указывает не просто на какие-то часы, а на часы вполне определенные.
       …Несколько часов из жизни трех женщин: знаменитой писательницы Вирджинии Вульф (Николь Кидман), завершающей работу над повестью «Миссис Даллоуэй», лос-анджелесской домохозяйки 1950-х годов Лоры (Джулианна Мур), прочитавшей «Миссис Даллоуэй» и ужаснувшейся ничтожности собственной жизни, и нью-йоркской интеллектуалки Клариссы (Мэрил Стрип), которую друг называет как раз миссис Даллоуэй.
       Вирджиния Вульф в конце жизни приходит к мучительному выводу, что для счастья других кто-то должен умереть, — и убивает свою героиню. А затем и сама кончает жизнь самоубийством, не в силах выдержать тягость духовной изоляции в маленьком городке, куда вывез ее любящий муж по совету психиатров.
       Волны реки, где тонет писательница, перехлестывают через океан и заливают кровать в гостиничном номере, где изготовилась умереть никакая не интеллектуалка, а обывательница эйзенхауэровской Америки Лора Браун. Она прочла «Миссис Даллоуэй», и эта книжка перевернула ее представления о существовании. Превращение произошло внезапно. Еще утром она проводила мужа на работу, доложила, что беременность протекает без осложнений, отвезла сына к няне и — решила завершить счеты с жизнью. Но не смогла. Вернулась в семью, к мужу и сыну Ричарду.
       Сын через четыре десятка лет станет знаменитым поэтом (его играет Эд Харрис, заимствовав что-то от своего же знаменитого Поллока, но и найдя новые неожиданные краски) и — полумертвецом. СПИД превратит его жизнь в трущобное полубредовое существование. Единственной нитью, связывающей его с окружающим миром, станет бывшая возлюбленная, поменявшая, как и он, сексуальную ориентацию. Он полулюбя, полузлобно называет ее именем героини Вирджинии Вульф, так как считает, что светские хлопоты для нее, так же как и для миссис Даллоуэй, стали целью жизни. В день вручения престижной литературной премии в присутствии верной Клариссы он отворит окно и разом покончит и со своей болезнью, и со своей любовью, и с жизнью тоже.
       Майкл Каннингем, написавший книгу «Часы» (оригинальное название повести «Миссис Даллоуэй), получил за нее Пулитцеровскую премию. (Повесть переведена на русский и недавно вышла отдельным изданием в «ИЛлюминаторе».)
       Но мало кому приходило в голову, что на основе этой книги можно сделать фильм — предмет казался рассматриваемым исключительно внутри литературы. Бесспорной заслугой британской команды — режиссера Стивена Далдри и драматурга Дэйвида Хэйра — стало абсолютно адекватное переложение литературной трагедии на язык кино.
       Николь Кидман в роли Вирджинии Вульф предстает перед зрителем преображенной до неузнаваемости: накладной нос, гладкий парик, дерганая пластика. Но дело даже не во внешнем рисунке — актриса полностью освоила внутренний мир больной героини и создала образ гаснущего гения. Работа Кидман с гениальным Стенли Кубриком в «Широко закрытых глазах» и — не менее того — работа на британской сцене под руководством Сэма Мендеса в спектакле «Голубая комната» — стала бесценной школой, превратив одаренную кинозвезду в очень сильную драматическую артистку, что и продемонстрировали «Часы». (В январе этого года на аллее Славы Бульвара Голливуд была открыта звезда Николь Кидман).
       Газеты «Нью-Йорк таймс» и «Лос-Анджелес таймс», обычно очень строгие в оценках, уже объявили «Часы» шедевром. Все четыре актера, занятые в ведущих ролях, тоже вошли в короткие списки номинантов «Оскара». А это означает, что они включились в борьбу за вожделенную награду Киноакадемии.
       
       P.S. 19 января в Лос-Анджелесе вручена кинопремия «Золотой глобус» — приз Ассоциации зарубежных кинокритиков Голливуда. Лауреаты «Золотого глобуса» не раз становились несколько месяцев спустя обладателями «Оскара». Фильм «Часы» назван «лучшим из драматических», Николь Кидман получила «Золотой глобус» за роль Вирджинии Вульф. Мэрил Стрип и Крис Купер награждены по номинации «Лучшая роль второго плана» за работы в фильме «Адаптация». Лучшим актером драмы назван Джек Николсон («О Шмидте»).
       Лучший мюзикл — «Чикаго» Роба Маршалла. Актерские «Золотые глобусы» за работы в этой ленте получили Рене Зельвегер и Ричард Гир. Лучшим режиссером года назван Мартин Скорцезе («Банды Нью-Йорка»), лучшим зарубежным фильмом, показанным в США, признана лента Педро Альмодовара «Поговори с ней». Российские фильмы — «Дом дураков» Андрея Кончаловского и «Кукушка» Александра Рогожкина — увы, не вошли даже в число номинантов.

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera