Сюжеты

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА-2002

Этот материал вышел в № 07 от 30 Января 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Необратимость» Гаспара Ноэ. В главных ролях: Моника Белуччи, Венсан Кассель. Франция, 2002 год. «Зарядье», «МДМ кино», «Ролан», 30 января — 2 февраля Камера бешено мечется видоискателем по узким коридорам, освещенным воспаленно-оранжевым,...


«Необратимость» Гаспара Ноэ. В главных ролях: Моника Белуччи, Венсан Кассель. Франция, 2002 год. «Зарядье», «МДМ кино», «Ролан», 30 января — 2 февраля
       
       Камера бешено мечется видоискателем по узким коридорам, освещенным воспаленно-оранжевым, затравленно дышит густым сигаретным дымом, глохнет от свихнувшегося, запиленного хауса, стонов и ударов хлыста. Парень (Венсан Кассель) ищет в гей-клубе «Кишка» человека по кличке Солитер, изнасиловавшего и изуродовавшего его девушку. Девушка (Моника Белуччи) ушла одна с вечеринки, на которой он наглотался наркотиков, и оказалась в пустом подземном переходе, где была изнасилована.
       О девятиминутной сцене кровавого изнасилования в режиме реального времени актрисы Моники Беллуччи (почему-то никто не хочет признавать, что это произошло не с ней, а с ее персонажем по имени Аликс) поспешили рассказать многие журналисты, но дело не в ней. Дело в страшной предопределенности преступления и мести, которая бомбой заложена в безмятежном покое, наблюдаемом нами в конце фильма, — история реверсом разматывается от конца к началу.
       Provoc-auteur Ноэ отхлестал публику честным, страшным, головокружительным и убийственным для маленьких любопытных охотников за приключениями отражением ночного европейского города — клубы, кровь, порошки, холодный свет, секс и пустота.
       Отхлестал натуралистическими эпизодами («Необратимость» задумывалась как нечто среднее между «Механическим апельсином» Кубрика и «Сало, или 120 дней Содома» Пазолини), но честно предупредил: «Необратимость» — не для людей с сердечными проблемами и расстроенной психикой».
       Последний Каннский фестиваль обошел «Необратимость» вниманием, как и все остальные французские картины. Но в первый же уикенд фильм собрал во французском прокате около двух миллионов долларов. Отчаянные супруги, Венсан Кассель и Моника Белуччи, отвергнувшие участие порноактеров в откровенных сценах, дали десятки интервью, за которыми уже тонет главное: фильм НЕ воспевает насилие, он ему по-настоящему ужасается.
       Привыкшего к жестокости, почти не реагирующего на раздражители, но упрямо их требующего зрителя Гаспару Ноэ удалось взять за грудки, шмякнуть лицом в экран: ведь ты хотел? Да, но не так. Да, но не со мной. Пожалуй, я совсем не хотел. Я больше так не буду. Пожалуйста, не показывайте.
       Из зала Киноцентра на пресс-показе ушли 11 девушек и трое мужчин — почти в самом начале. Американские прокатчики уходили с показа пачками: привыкшие к компьютерной анимации и сложносочиненным мертвым уродам, они не смогли смотреть на живую, настоящую боль реальной жизни.
       Белуччи, Кассель и Ноэ не виноваты, что у публики так популярен выбранный ими для фильма (для публики) дискурс. Они, дети героиновых 90-х, эпохи «прямого высказывания» и «прямого действия», сделали все по-честному: принесли в затихшие, угрожающе-сонные, припухшие от пережитого и непонятого 2000-ные свою страсть, свое отчаяние и свое предупреждение.
       С огромным интересом к фильму создатели связывают возрождение интереса к французскому кино. Если они снимали фильм ради этого — жаль. Если они действительно попытались отвратить мир от бытового насилия, в котором начинается насилие остальное, — браво. По-моему, им это удалось.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera