Сюжеты

ПЕРВОЕ «КУ-КУ» «ЗОЛОТОГО ОРЛА»

Этот материал вышел в № 07 от 30 Января 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Золотой орел» так долго готовился к решающему сражению. Копил силы, откладывал снова и снова церемониальный полет. И вот — «…Последний бой — он трудный самый…». В финале долготрудной церемонии даже оппонентам и недоброжелателям Михалкова...


       


       «Золотой орел» так долго готовился к решающему сражению. Копил силы, откладывал снова и снова церемониальный полет. И вот — «…Последний бой — он трудный самый…».
       В финале долготрудной церемонии даже оппонентам и недоброжелателям Михалкова хотелось тихонечко потереть рука об руку и воскликнуть: «Ай да Никита Сергеевич!». В самом деле — мастер, талантище. Искренне, темпераментно убеждал всех, что дело его – маленькое. Так… помочь организовать празднество. Ни в президиумах, ни в руководстве нет его как нет. Да и брат родной, по нескольким номинациям представленный к званию «орлоносца», с треском пролетел мимо…
       А опальная независимая «Кукушка», напротив, царственным «Орлом» из клетки вынута, на пьедестал поставлена (в клетку ее, правда, наш российский оскаровский комитет и запер). И вот реабилитация с шумом и фейерверками, аж по всем главным номинациям. Посмейте теперь упрекнуть в личной (семейственной) заинтересованности. Правда, заинтересованность тоже не сдавалась и победила-таки хитроумного мастера на его же поле. Как отказать дочери, не дать возможности засветиться на первой церемонии «важнейшей из всех премий».
       Самая странная пара ведущих: мрачный, весь в трауре, с челкой в пол-лица Олег Меньшиков и похожая на ученицу, плохо выучившую урок, Надя Михалкова. Наверное, это от удивления Джина Лоллобриджида не могла вымолвить ни слова. Таких неулыбчивых ведущих она еще не видела.
       Сама же церемония в самом деле впечатляла. Торжественность, помпезность «Оскара» была привита к полукапустническому древу «Ники». Вышел некий мичуринский симбиоз, какого в мире не встретишь. Пафосность закадрового голоса «самого первого канала», иронические куплеты дуэта «Городок», дань классике в лице Башмета и Третьякова, эстраде — в образе «Любэ», ностальгическая нота – восшествие на сцену под эпохальные «А я иду, шагаю по Москве и я пройти еще смогу…» самого Никиты Сергеевича и Георгия Данелии.
       Статусность церемонии, заявленной всем стилем (золото и черное) в качестве имперской, создавали: прокофьевский «Танец рыцарей» (под дробь каблуков «Русского стандарта»), приветствие Владимира Путина, зачитанное министром культуры, выступление зарубежных звезд и президентов всевозможных братских академий. Например, академик Осипов просил кинематографистов снять наконец-то кино про академию наук. Зураб Церетели, слава богу, не предложил срочным порядком воздвигнуть на Красной площади Золотого Орла в обычном для него формате.
       Во время праздника слова «главная церемония», «единственная национальная премия» и даже «главная премия страны» звучали, как мантры, и должны были убедить всех собравшихся в истинности. Людмила Гурченко, действительно неотразимая во всех сменах нарядов, вызывающе раскованная и непосредственная… все же переборщила. Не стоило превращать церемонию вручения наград Российской академии кинематографических искусств в бенефис одной, пусть даже очень талантливой и неувядаемой актрисы.
       Что же касается самих итогов «выборов», то они во многом справедливы. И даже такие казусы, как «непопадание» в номинанты блестящей картины Тодоровского-младшего «Любовник» и Олега Янковского – несомненно, лучшего актера года, а также дебюта Янковского-младшего «В движении», уже спешно исправлены самим Никитой Сергеевичем. Он многократно публично заявил о своей печали по поводу отсутствия столь талантливых работ в списке номинантов.
       Создатели академии декларировали свою деятельность прежде всего как научную и творческую. Церемония, по их словам, должна занимать лишь энную строчку в длинном списке дел на благо развития отечественного кино. Пока все эти прекрасные замыслы и строчки в жизнь не воплотились.
       Я поинтересовалась у руководителя издательского отдела (всего же отделов более десяти) Кирилла Разлогова, что уже издала академия. Он ответил, что рукописей просмотрено очень много, но их будущая жизнь еще не определена. Вот Сергей Соловьев придумал свой фестиваль дебютного кино (который сейчас проходит в Ханты-Мансийске), нашел для него деньги, а для статусности заручился поддержкой новоиспеченной академии. И фестивалю хорошо, и у академии дело есть. Так что пока именно на церемонию брошены все академические силы. Глядишь, после победы и фанфар желающие перенести свою деятельность под крыло «Орла» объявятся.
       Масштаб и респектабельность церемонии, о которой так долго твердили и спорили кинематографисты, сняли всякие сомнения в приблизительности предварительных подсчетов (и разночтениях в интервью). Только хотел кто-нибудь из присутствующих спросить: почему в зале нет Андрона Кончаловского — неужто знал о проигрыше? Или почему сразу после победы «Спецназа» на сцену выходит «Любэ» и поет песню из отмеченного фильма? Но тут из машины Альфа-банка прямо у сцены выгружаются «запечатанные» результаты – и все вопросы рассеиваются сами собой.
       Самым искренним из всех выступающих в знаменитом первом мосфильмовском павильоне оказался Владимир Познер.
       Он очень грустно пожелал стране, «которая этого заслуживает, иметь одну национальную премию»… За этими словами громоздились многие печали, тенями проносящиеся над сверкающим праздником и фейерверком. И очень зыбкая надежда на то, что разорванное распрями киносообщество, еще более поляризующееся после вручения «Орлов», возможно, когда-нибудь снова объединится…
       
       P.S. Кстати, по непонятным причинам более всех усыпанный «Орлами» Сергей Сельянов (фильмы компании СТВ «Кукушка», «Сказ про Федота-стрельца», «Война» получили больше всего наград) на церемонии не присутствовал…
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera