Сюжеты

УСЛУГИ ОЛИГАРХАМ ОПЛАТИТ НАСЕЛЕНИЕ. ПО ЦЕНЕ, НАЗНАЧЕННОЙ ВЛАСТЬЮ

Этот материал вышел в № 08 от 03 Февраля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Защита отечественного производителя? Правительство рассматривает возможность повышения пошлин на иномарки. С 25% — уже до 35%. За предыдущую бездарность ответственность никто не понес. Конвейеры стояли, а иномарки по-прежнему покупали... О...


Защита отечественного производителя?
       
       Правительство рассматривает возможность повышения пошлин на иномарки. С 25% — уже до 35%. За предыдущую бездарность ответственность никто не понес. Конвейеры стояли, а иномарки по-прежнему покупали... О войне правительства и автолюбителей мы уже писали неоднократно.
       
       На прошлой неделе ведомство г-на Клебанова предложило поднять до 35% пошлины на подержанные иномарки возраста от 3 до 7 лет — это после недавнего повышения пошлин на их более старших собратьев.
       Все, разумеется, для защиты отечественного производителя.
       Вообще-то отечественный производитель у нас был в советское время. А теперь отечественного производителя заменил отечественный олигарх. В лице, в частности, главы «Базового элемента» Олега Дерипаски, купившего ГАЗ, и главы «Северстали» Алексея Мордашева, купившего УАЗ.
       Оба олигарха зашли на заводы в надежде на то, что, будучи очищены от воров, именовавшихся дилерами, заводы начнут приносить прибыль. Но выяснилось, что авгиевы конюшни, даже будучи помыты и надраены, не в силах производить современные автомобили. Для этого в них надо инвестировать, заменить стойла 1929 года выпуска, внедрить современные технологии, разработать новые модели и пр.
       Инвестировать не хочется, лучше — перепродать предприятие западному автомобильному концерну. А западный концерн купит в России завод только в том случае, если другим способом он своих машин сюда не ввезет: то есть если пошлины на иномарки покорят Эверест.
       Иначе говоря, каждые 10% пошлины с иномарок потенциально оборачиваются лишними ста миллионами долларов, запрошенными с западного покупателя.
       Предложение Минпромнауки — еще одна иллюстрация к тому, что лучшие представители нашего бизнеса занимаются, по сути, не бизнесом. Они занимаются лоббизмом: взаимодействием между бизнесом и государством. Или еще проще: они занимаются тем, что приносит наибольший доход.
       Маленькое макроэкономическое отличие бизнеса от лоббизма состоит в том, что бизнес производит прибавочную стоимость. А лоббизм ее только распределяет.
       То есть в случае ведения именно бизнеса сто миллионов долларов лишней прибыли с автозавода будут заработаны путем создания нового продукта. А в случае лоббизма сто миллионов долларов лишней прибыли будут заработаны на людях, вынужденных покупать иномарки по более высокой цене.
       Впрочем, отечественные олигархи занимаются не только автопромом. С некоторых пор они проявляют большой интерес к сельскому хозяйству.
       И вскоре за их интересом к сельскому хозяйству — опять-таки на прошлой неделе — появилось постановление правительства об ограничении ввоза в Россию импортного мяса.
       Согласно постановлению импорт говядины в Россию в 2003 году уменьшится на 16%, свинины — на 22%, а мяса птицы — на 30%. То, что ввезут, будет распределяться по квотам. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заявил по этому поводу, что роста цен на мясо не будет.
       Сторонники защитных мер объяснили новые квоты на импорт мяса, как водится, «защитой отечественного производителя», который не выдерживает конкуренции с пользующимся господдержкой европейцем. Правда, 45% свинины в Россию поставляет Бразилия, а 11% — Китай, субсидий там нет.
       Я бы не хотела, чтобы у читателя сложилось впечатление, что от новых ограничений выиграют только те отечественные производители, которым принадлежат автозаводы и агрохолдинги.
       Будет еще масса выигравших отечественных производителей. Например, выиграют отечественные производители таможенных услуг, которые будут ввозить мясо, окрестив его зеленым горошком.
       Выиграют отечественные производители постановлений и предписаний, которые будут распределять квоты между ведущими компаниями-импортерами мяса на основе «исторической статистики». Дело в том, что импортеры ввозят мясо, как правило, не на себя, а на подставные фирмы. Поэтому, с точки зрения статистики, крупнейшим импортером «ножек Буша» является не какой-нибудь «Союзконтракт», а фирма «Пупкин и кот», а фирма «Пупкин и кот» живет, как мотылек, один отчетный квартал. В этих условиях правильная статистика обойдется импортерам недешево.
       Но несомненно одно: все те граждане России, которые не принадлежат к счастливой когорте «отечественных производителей», то есть не являются олигархами, членами правительства и таможенниками, и оплатят услуги, оказанные производителями друг другу.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera