Сюжеты

ПРО ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСКИМ КОРНЯМ, ГРОБАМ, НУ И ВООБЩЕ…

Этот материал вышел в № 08 от 03 Февраля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Вы не поверите, но наши машины хуже немецких Чу. Слышите! Уже две недели в лесу раздается... Это Минпромнауки колотится в правительственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле. С предложением повысить таможенные пошлины на...


Вы не поверите, но наши машины хуже немецких
       

  
       Чу. Слышите! Уже две недели в лесу раздается... Это Минпромнауки колотится в правительственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле. С предложением повысить таможенные пошлины на подержанные иномарки вне зависимости от их возраста...
       
       Ведомство Ильи Клебанова рекомендует поднять таможенные ставки на ввозимые автомобили. И зафиксировать их на семь лет, и назвать семилетку инвестиционным периодом. А режимы растаможки для юридических и физических лиц уравнять, что увеличит платежи частников в 2,5 раза.
       Оно доколотится. Правительству неудобно было препятствовать народу покупать, чего ему хочется, – до 4 октября прошлого года; тогда правительство себя пересилило и ввело новые таможенные пошлины на иномарки. Наверное, переживало тогда правительство, стеснялось. Во второй раз легче будет...
       И многие, кстати, местные депутаты поддержали обращение автомобилестроителей Самарской, Ульяновской, Нижегородской, Ярославской, Московской и других областей, Республики Татарстан в Госдуму и Совет Федерации. Дескать, пора отстоять интересы отечественной автопромышленности. Потому что автозаводы – главная бюджетная составляющая некоторых регионов.
       Вот Тольятти. АвтоВАЗ занимает свыше 73% в объеме промышленного производства города, на 60% наполняет бюджет. Самарская губернская казна в 2002 году получила более 3,5 млрд руб. вазовских налогов. Руководству губернии можно сколько угодно выяснять личные отношения с генералами-собственниками вазовского «государства в государстве», но если завод тормозит — и областной бюджет скудеет, население ропщет.
       Хорошо было в 2000-м – начале 2002 года, когда АвтоВАЗ увеличивал объем продаж при одновременном повышении цен. А сегодня не очень хорошо. При том, что завод вдвое увеличил гарантийный срок обслуживания машин (получая, соответственно, в два раза больше рекламаций), предоставил своим работникам беспроцентный заем на покупку автомобилей по заводской отпускной цене, снижает цены в других регионах, взяв на себя транспортные расходы по доставке продукции за границы области, – кризис не преодолен. Рабочие дни сокращены до 5 в неделю, часы — до 7, смены — до двух, и вспомнили о полноценных выходных субботе с воскресеньем. Конечно, зарплата меньше, внеочередные вынужденные отпуска и затягивание поясов.
       А почему все так?
       Вы не поверите, наши машины хуже каких-нибудь немецких. «Ни одну машину, выходящую с конвейера автомобильного завода, владелец сразу не эксплуатирует, — проницательно подмечает в пятничном номере самарской газеты «Репортер» заместитель главного областного «гаишника» Виктор Митник. – Завод не снабжает автомобили даже тем, что требуется правилами дорожного движения... Все российские машины требуют серьезной доработки».
       Нелестно отзываются о качестве собственной работы сами рабочие АвтоВАЗа. Но кушать надо. И, как говорится, — тружусь и плачу... Повсеместное, масштабное воровство — привычно. Заводская служба безопасности информирует, скажем, о водителе ГлавАвто Василии П., который «за полгода задержан уже в третий раз. Причем если в августе сумма изъятого составила 45 тыс., в сентябре — 128 тыс., то в январе в моторном отсеке «МАЗа» найдены автодетали на 160 371 рубль...»
       Не то что в тюрьму — Василия даже не увольняют. А только на транспортных КПП и проходных ВАЗа с 29-го по 26 января у задержанных изъято на 903 076 рублей продукции.
       Очень может быть, поэтому вазовские малолитражки оценивают «второй свежестью». Все об этом знают — покупатели, производители и лично И. Клебанов.
       Куда же уходят корни нынешнего отстаивания интересов отечественной автопромышленности? В закрытое социалистическое общество и, как следствие, монополизм внутреннего производителя. Отсутствие конкуренции означало при советской власти практическое воплощение руководящего указания – «ешь, что дают». Затем появилась возможность выбора. Граждане, естественно, разделились в пристрастиях; и когда, применительно к автомобилям, находился один, которому нравился «Запорожец», то другой гражданин уже почему-то предпочитал Ford. Только, чтобы его купить, часто не хватало денег. На новый.
       Теперь не хватит и на старый. Потому что в правительстве отмечается тяготение к корням.
       Изоляция российского автопрома от остального мира путем банальных палок в колеса подержанных, но качественных иномарок – эксперимент скучный. Было... Результат предсказуем.
       Вам нравится «Запорожец»? Вы себя обманываете.
       
       Кстати
       «Ижмаш-авто» уже два года резко наращивает выпуск автомобилей. В минувшем году произведено свыше 78 тысяч машин, что на 30 тысяч больше, чем в 2001-м. При этом производство автомобилей марок «ВАЗ» составило 48% от общего количества. А 52% – это автомобили ижевских модификаций.
       Следует отметить, что завод «Ижмаш-авто» фактически перешел под управление самарской промышленно-финансовой группы СОК и продолжает числиться в ОАО «Ижмаш» почти формально. Поэтому на вопрос «Новой газеты»: «Что даст автозаводу дальнейшее повышение таможенных пошлин на ввозимые подержанные автомобили?» — пресс-служба ОАО «Ижмаш» дать ответа не сумела. Ничего не дали и ее попытки связаться с Самарой. Единственное, что удалось узнать в пресс-службе, — это то, что с продажей автомобилей дело обстоит благополучно и сегодня на площадках Ижевского автозавода непроданных автомашин нет.
       
       Михаил КРУГЛОВ, наш соб. корр., Самара
       

       Реакция здоровая. Визуально наблюдается потирание рук. Но что орально – не разобрать, поскольку далеко. Поскольку ближе не подпустил важный чиновник из пресс-центра ВАЗа. Он сказал по телефону, что представителей надо заказывать за две недели, а журналисты не любят ВАЗ.
       А чего мне любить ВАЗ, г-н редактор? Как-то это...
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera