Сюжеты

ВЕРА В СЕБЯ И ЛЮДЕЙ ПОВЫШАЕТ УВЕРЕННОСТЬ В БУДУЩЕМ

Этот материал вышел в № 09 от 06 Февраля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Такой вывод делают социологи, исследовавшие перемены в настроениях россиян в 2000—2002 годах В погоне за длинным рублем (или – хотя бы коротким, чтоб жить было можно) мы как-то забыли, что наполнение кошелька зависит не только от...


Такой вывод делают социологи, исследовавшие перемены в настроениях россиян в 2000—2002 годах
       


       В погоне за длинным рублем (или – хотя бы коротким, чтоб жить было можно) мы как-то забыли, что наполнение кошелька зависит не только от правительства. А качество жизни – это не только содержимое холодильника.
       Социологи, исследовавшие жизнь наших сограждан, пришли к неожиданному выводу: основа позитивных изменений в обществе, и в экономике в том числе, – вера людей в собственные силы и в порядочность окружающих. А с этим как раз – не сложилось…
       Ведь что ни реформа, так общественность начинает сомневаться в порядочности тех, кто ее затеял. Что ни перемена в жизни, так обязательно рождается уверенность – будет только хуже.
       Наш субъективный опрос, который «Новая газета» проводит ежемесячно и публикует под рубрикой «Индекс привлекательность жизни в России», — лучшее тому подтверждение. Журналисты и эксперты, выставляя баллы стране за отчетный период, всегда закладываются на возможные неудачи. Потому и оценки выше «тройки» не поднимаются.
       Так стоит ли пренебрежительно издеваться над вечно улыбающимися американцами или над стоически спокойными европейцами, которые даже сидят неторопливо? Поскольку, с точки зрения прагматичного здравого смысла, в заморских «о'кей» и «файн» заключено больше смысла, чем в российских «так себе» и «нормально». О чем, собственно говоря, и твердят социологи (а цифры – упрямая вещь): снижение веры в себя в большинстве случаев отнимает уверенность в будущем. И чем меньше мы ожидаем от окружающих гадостей, тем выше наша собственная самооценка.
       Просто радоваться надо уметь, тогда и радостей в жизни окажется больше.
       
       Наша жизнь неуклонно меняется, и это особенно заметно на больших отрезках времени: год, два, три… Третий год подряд ВЦИОМ предлагает россиянам оценить происшедшие за год изменения в материальных условиях жизни, в обеспечении здоровья и безопасности людей, в работе информационных каналов общества, в собственном внутреннем состоянии.
       Материальные условия жизни: ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ. Все три года положение дел с выбором продуктов, одежды, обуви, других товаров повседневного спроса, по оценкам абсолютного большинства россиян, меняется к лучшему. Выбор продуктов улучшился за 2000 год для 51% россиян, за 2001-й — для 61%, за 2002-й — для 70%. Выбор промтоваров за эти же годы улучшился соответственно на 44, 57 и 65%. Как видно, рынок материальных благ в России расширяется неуклонно. Если в 2000 году его улучшение отмечали чаще горожане, чем селяне, то в 2002-м их оценки уже сравнялись.
       Хуже положение с рынком рабочей силы, возможностью хорошо зарабатывать. Изменения здесь также из года в год нарастают — или воспринимаются все острее. Но изменения к худшему отмечаются при этом в полтора раза чаще изменений к лучшему. 2000 год: 18% отметили изменения к лучшему, 25% — к худшему; 2001-й: 21—32%; 2002-й: 26—36%.
       Правда, в некоторых социальных группах изменения к лучшему, напротив, преобладают, а возможность хорошо зарабатывать увеличивается. Это лица с высоким потребительским и(или) социальным статусом, жители больших городов, молодежь. Примечательная особенность 2002 года — рост возможности хорошо зарабатывать отмечается лицами с высшим образованием. Из их числа увеличение такой возможности за этот год отметили 34%, снижение — 30%. Соответствующие цифры за 2000 год выглядят иначе: 17—27%, за 2001-й: 16—26%. Вероятно, в 2002 году спрос на высококвалифицированную рабочую силу в масштабах страны превысил ее предложение. Впервые за последние годы.
       Самое удручающее положение — со справедливостью в распределении материальных благ. Изменения к худшему отмечаются в пять—десять раз чаще изменений к лучшему. Причем рост несправедливости в распределении материальных благ признается из года в год во всех социальных группах, включая самых материально обеспеченных россиян, кого это, казалось бы, мало затрагивает лично.
       Здоровье и безопасность: РУБИМ СУК, НА КОТОРОМ СИДИМ. Максимум изменений к худшему за последние годы — в охране здоровья и безопасности россиян. Работа больниц и поликлиник, милиции и других правоохранительных органов, состояние окружающей среды и личной безопасности граждан — во всех этих сферах изменения к худшему из года в год отмечаются в три—пять—десять раз чаще изменений к лучшему. Отчасти обнадеживает то обстоятельство, что работу здраво- и правоохранительных органов в прошлом, 2002 году россияне оценивают хотя и плохо, но не хуже, чем оценивали в 2001-м. В работе больниц, поликлиник намечается даже слабая тенденция к улучшению — 2000 год: изменения к худшему — 45%, к лучшему — 8%; 2001-й: 52—11%; 2002-й: 50—12%. Проблематично пока улучшение в работе милиции и других правоохранительных органов. 2000 год: 30—11%; 2001-й: 40—9%; 2002-й: 41—10%.
       Не обнадеживают и оценки личной безопасности граждан. Минимальный отимизм вызывает здесь только последняя цифра: в 2001 году изменения к лучшему в плане личной безопасности отметили только 4% россиян, а в 2001-м — уже 8%. Возможно, прирост позитивных оценок за 2002 год — это всего лишь эффект операции по освобождению заложников в Театральном центре в Москве. Тогда это ненадолго.
       Но хуже всего обстоят дела, пожалуй, даже не с личной безопасностью граждан, а с состоянием окружающей среды. Здесь — предельный и неуклонно нарастающий негатив без каких бы то ни было признаков если не улучшения, то хотя бы стабилизации ситуации.
       Социальная коммуникация: СКАЗАТЬ ЛЕГКО — ТРУДНО БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ. Средства массовой информации, каналы вертикальной и горизонтальной коммуникаций между различными социальными слоями и группами — все это так или иначе связывает общество в единое целое.
       Деятельность печати, радио, телевидения в последние годы, судя по оценкам, все лучше отвечает массовым вкусам и запросам. Изменения к лучшему в 2000 году отметили здесь 24% россиян, к худшему — 16%; в 2001-м: 27—21%; в 2002-м: 36—24%. В различных социально-демографических группах позитивные оценки происходящих в сфере СМИ изменений также чаще всего преобладают над негативными. У россиян старше 50 лет те и другие примерно выравниваются, а у лиц, относящих себя по социальному статусу к «низшему слою», преобладают в последние два года негативные оценки (2000-й: 15—13%; 2001-й: 15—27%; 2002-й: 23—29%). Возрастная динамика позитивных оценок за последние три года показывает, что деятельность СМИ все больше и успешнее ориентируется на молодежь.
       
       Мнения россиян о том, повысилась или понизилась у них возможность свободно высказывать свое мнение, в 2000 году разделились почти поровну: 19% сочли, что она повысилась, 17% — понизилась. В последующие два года начинает преобладать оптимистическая точка зрения. Сравните — 2001-й: 26—19%; 2002-й: 31—20%. Данные за последний, 2002 год показывают, что возможность свободно высказывать свое мнение начинает зависеть от потребительского статуса: чем он выше, тем такая возможность больше.
       Возможность свободно высказывать свое мнение как будто растет, а вот влияние простых людей на государственные дела из года в год снижается. В 2000 году только 5% опрошенных отмечали, что в этой области положение изменилось к лучшему, а 27% — к худшему. В дальнейшем пессимизм нарастает. 2001-й: 4—37%; 2002-й: 7—36%. Эта негативная тенденция наблюдается во всех социально-демографических группах.
       Параллельно снижению влияния простых людей на государственные дела заметно ухудшение отношений между людьми разных национальностей. Если в 2000 году изменения к лучшему отмечали 7%, а к худшему — 37%, то в 2001-м: 7—44%, а в 2002-м: 9—52%. Во всех социально-демографических группах — сходная картина.
       ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЯН. Такие «базисные» параметры внутреннего состояния человека, как вера в себя, в людей, в будущее, мало подвержены изменениям. За 2000 год вера в себя изменилась только у одного из пяти россиян: повысилась — у 11%, понизилась — у 9%. За 2001 год она изменилась уже у одного из трех: повысилась — у 17%, понизилась — у 16%. А за 2002-й — почти у каждого второго: повысилась — у 23%, понизилась — у 16%. Очевидно, вера в себя у россиян подвергалась за период с 2000-го по 2002 год все большим испытаниям. И число тех, кто эти испытания выдерживал, росло. Но число тех, кто их не выдерживал, к сожалению, не снижалось.
       
       Возрастная динамика изменений веры в себя за эти годы показывает, что среди молодежи вера в себя по преимуществу растет, а среди пожилых людей — снижается. «Критический» возраст (когда рост веры в себя сменяется ее снижением) в 2000 году составлял около 33 лет, в 2001-м — около 40, в 2002-м — около 50. Безусловно, это хорошая тенденция. Но одновременно усиливалась и общая зависимость веры в себя от возраста. Быть совсем молодым стало еще лучше, чем было прежде, а совсем пожилым — еще хуже. Преобладание позитивных изменений веры в себя над негативными у молодежи 18—23 лет в 2000 году составляло 20%, в 2001-м — 28%, в 2002-м — 30%. А вот преобладание негативных изменений веры в себя над позитивными у пожилых людей 70 лет и старше выросло с 4% в 2000 году до 12% в 2001-м и до 19% — в 2002-м.
       В отличие от веры в себя вера в людей в последние годы чаще снижалась, чем росла. Усиливалась разобщенность между людьми. И происходило это повсеместно и во всех социально-демографических группах.
       Стоит отметить, что вера в себя росла, как правило, не за счет веры в людей. Напротив, если повышалась вера в себя, то вера в людей в 23% случаев также повышалась и только в 15% случаев — понижалась. Если же вера в себя понижалась, то вера в людей понижалась в 60% случаев (!), а повышалась — всего лишь в 3% случаев.
       Еще более выразительна обратная зависимость. Если вера в людей повышалась, то в двух случаях из трех (66%) повышалась и вера в себя, а понижалась — в десять раз реже (6%). Снижение веры в людей понижало веру в себя в 38% случаев, а повышало — втрое реже (13%). Так что чем больше вера в людей, тем больше, как правило, и вера в себя.
       Любопытна и зависимость веры в себя от числа людей, вместе с которыми человек проживает, от размера семьи. Если человек живет один или вдвоем, то его вера в себя скорее снижается, чем растет. Но чем больше круг близких людей, тем лучше для веры в себя. Если в семье больше четырех человек, то вера в себя повышается, как правило, в три-четыре раза чаще, чем снижается (32%—9%).
       Уверенность в будущем в последние годы по преимуществу снижалась, а не росла. 2000 год: повысилась — 24%, понизилась — 14%; 2001-й: 29—11%; 2002-й: 28—16% (см. график № 4). Но это относится не ко всем. Молодежь и зажиточные россияне отмечали повышение своей уверенности в будущем в полтора-два раза чаще ее снижения.
       Молодость и богатство поддерживают уверенность в будущем, но явно ее не гарантируют. Вера в себя и вера в людей также ее не гарантируют. Но повышение веры в людей в большинстве случаев (61%) придает уверенность в будущем. А снижение веры в себя в большинстве случаев (62%) отнимает эту уверенность. Реже, хотя и ненамного, уверенность в будущем повышается вслед за верой в себя (40%) и снижается вместе с верой в людей (49%).
       
       Во имя нашего общего будущего нужно прежде всего активно укреплять веру в людей, преодолевать нашу разобщенность. А веру в себя просто не терять. Таков вывод.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera